Коллекция монет времен Екатерины II, хранящаяся в музее-заповеднике «Царицыно», может служить отличной иллюстрацией к разговору об эпохе. Среди них есть и общегосударственные деньги, и локальные — использовавшиеся на определенных территориях. Какие истории скрываются за реверсом и аверсом старинных монет, рассказывает старший научный сотрудник музея-заповедника Павел Ермолов.
Основная система номиналов в России была заложена Петром I. Он успешно ввел серебряные деньги, среди которых рублевая монета, полтина (50 копеек), полуполтинник (25), гривенник (10) и пятикопеечная монета, а также медные деньги — вплоть до половины и четверти копейки. В дальнейшем менялся только внешний вид монет и их вес.
Во времена императрицы Елизаветы Петровны была принята 16-рублевая стопа. Это значит, что из одного пуда меди (чуть больше 16 килограммов) можно было отчеканить 16 рублей. Таким образом, один рубль медными монетами весил килограмм, а 10 рублей — 10 килограммов. Серебряные монеты и золотые червонцы имели высокую стоимость и использовались чаще для внешних расчетов, для внутренних была распространена медная монета.
О первой попытке упростить жизнь россиян напоминает 10-копеечная монета 1762 года, хранящаяся сегодня в музее-заповеднике «Царицыно». Супруг Екатерины II, Петр III, понизил вес медной монеты вдвое, приняв 32-рублевую стопу. В 1762 году император выпустил серию изготовленных по новой системе монет. На 10-копеечных монетах с одной стороны был нанесен государственный герб — двуглавый орел, а на четырех- и двухкопеечных — символ Москвы, Георгий Победоносец. Вокруг гербового изображения номинал монеты был обозначен звездочками — для неграмотных. С другой стороны все новые монеты имели изображение воинской арматуры — под этим совокупным названием в русской геральдике подразумевается изображение мечей и сабель, знамен, барабанов.
Остававшиеся в ходу прежние монеты начали перебивать — из пятаков делали 10 копеек, из двухкопеечников — четырехкопеечники, из копеек били двухкопеечники. Простой народ смысла «облегчения» рубля не понял, поэтому после свержения супруга Екатерина II принялась перечеканивать монеты обратно. На одной стороне монет появился вензель императрицы — переплетенные буквы «Е» и «I» и цифра II. Поскольку новое изображение набивалось поверх старого, часто прежнее изображение исчезало не полностью и проступало сквозь новый рисунок. Например, на двухкопеечных монетах видна надпись «четыре копейки».
В числе прочих преобразований, принятых Екатериной II, было введение в оборот ассигнаций, обеспеченных медной монетой. Бумажные деньги стали использоваться в России с 1769 года. Ассигнации были удобны, но таили в себе опасность — у правительства появилось искушение извлечь дополнительный доход за счет увеличения выпуска таких денег.
«В последние годы своего правления императрица пыталась повторить реформу Петра III и понизить стопу. Но ее сын Павел в очередной раз перечеканил монеты и даже участвовал в демонстративном сожжении изъятых ассигнаций во дворе Ассигнационного банка», — отмечает Павел Ермолов.
Для обеспечения бумажных ассигнаций, которые можно было легко подделать из-за простого оформления, в екатерининские времена в больших количествах чеканили медные пятаки. В собрании музея-заповедника «Царицыно» хранится множество пятаков 1762–1796 годов выпуска, найденных археологами в Замоскворечье и на территории самого музея-заповедника. Один из них, обнаруженный вблизи от Большого дворца, был выпущен в 1792 году. По всей видимости, пятак был утерян во времена работы над царицынским ансамблем архитектора Матвея Казакова.
«Для крестьян и мещан пять копеек в те времена были значительной суммой. На четверть копейки можно было купить, к примеру, пирожок. Пятаки и двухкопеечники часто находят в кладах. В нашей экспозиции представлен клад из нескольких десятков таких монет, который археологи обнаружили в Замоскворечье. Самая ранняя монета датирована 1758 годом, самая поздняя — 1783-м. Тот, кто его зарыл, не вернулся за ним, это значит, что с человеком случилась какая-то трагедия», — рассказывает Павел Ермолов.
Есть в собрании музея и обычные двухкопеечники общегосударственной серии с изображением Георгия Победоносца, денги — полукопейки с вензелем Екатерины II, рубли и полуполтинник — в просторечии «четвертак» (25 копеек). В то время монеты чеканили на нескольких монетных дворах. Чаще всего это был Екатеринбургский монетный двор. Работали также Московский, Санкт-Петербургский, Сестрорецкий, Аннинский, Таврический дворы. Реже всего встречаются монеты, выпущенные последним.
В постоянной экспозиции музея-заповедника, посвященной Екатерине II и ее времени, представлены редкие монеты из драгоценных металлов с портретом императрицы работы знаменитого медальера Тимофея Иванова. Портрет украшает все серебряные монеты екатерининского периода, начиная от гривенника (10 копеек) и заканчивая рублем, а также редкие и ценные 10-рублевые золотые монеты 1766–1768 годов. Последние выпускали небольшими тиражами — в те времена это была огромная сумма.
На обратной стороне всех серебряных монет, кроме гривенников, изображен двуглавый орел. На серебряных гривенниках вместо государственного герба — картуш, увенчанный императорской короной. Реверс золотых монет, помимо номинала, содержит надпись «Имперская российская монета», а также картуш с двуглавым орлом и крестообразно отходящие от него картуши с изображением гербов Москвы, Казанского, Сибирского и Астраханского царств. На ребро золотых монет нанесены шнуровидные наклонные насечки.
В музее-заповеднике «Царицыно» хранится несколько экземпляров массивных и очень эффектных монет екатерининских времен. На каждой изображены два соболя, стоящие на задних лапах. В передних они держат барочный картуш с номиналом и зубчатой короной, а вокруг идет надпись «Монета сибирская». Эти монеты производились в Сибири из особой, колыванской меди. Так называется медный сплав с остаточным содержанием серебра и золота, побочный продукт при производстве серебра на Колывано-Вознесенских заводах. Колыванская медь стоила дороже, чем обычная, поэтому на монеты ее должно было идти меньше.
«Решение о чеканке особенной монеты для Сибирского царства Екатерина II приняла в 1763 году, а массово производить ее начали с 1766-го, — говорит Павел Ермолов. — Историки до сих пор спорят о причинах такого решения. Некоторые считают, что поводом послужило само существование колыванской меди. Другие говорят, что в Сибирь было тяжело доставлять большое количество монет, поэтому проще было наладить производство на месте».
Чеканка монет в Сибирском царстве продолжалась до 1781 года. Делалось это на Сузунском монетном дворе по 25-рублевой стопе (25 рублей из одного пуда). Самым большим номиналом были 10 копеек (монета весом 65,5 грамма) и самым маленьким — полушка, то есть четверть копейки.
В собрании «Царицына» хранится так называемая молдаво-валашская монета 1773 года выпуска. Такие чеканились на Садогурском монетном дворе в поместье барона Петра Гартенберга. От привычных медных монет их отличает цвет металла: молдаво-валашские монеты чеканили из желтой бронзы, оставшейся от разбитых на русско-турецкой войне 1768–1774 годов пушек.
Второе важное отличие — двойной номинал: две пара (турецкая валюта того времени) — три копейки. Территории Валахии (историческая область на юге современной Румынии) и Молдавии тогда находились в вассальной зависимости от Турецкой империи, в ходу здесь были турецкие деньги. Для расчетов российских военных с местным населением было решено выпускать монеты с двойным номиналом. Интересный момент: на монетах выбиты гербы Молдавии и Валахии под российской короной, несмотря на то, что эти земли тогда не были частью Российской империи.