Куратор Андрей Мартынов специально для mos.ru выбрал пять главных экспонатов и рассказал все, что нужно знать о выставке.
— Идея выставки о Токио появилась примерно 10 лет назад. Тогда я работал над фотовыставкой в Московском музее современного искусства, посвященной другому мегаполису — Нью-Йорку. Она получилась интересной, и я задумался о создании проекта о столице Японии — в то время я там регулярно бывал.
Обычно я общаюсь лично с каждым автором, но японцы, конечно, не такие открытые, как европейцы и американцы, поэтому процесс растянулся на целое десятилетие. Некоторые работы попали в проект по счастливой случайности. Например, прошлым летом на фотофестивале в Казахстане я познакомился с японским фотографом Сигэру Ёсидой, и тот рассказал мне о своем аспиранте, делающем большие успехи в фотографии. Так в проект вошли снимки молодого фотографа Юичиро Като — он стал последним участником «Токийских историй».
Название выставки перекликается с фильмом Ясудзиро Одзу «Токийская повесть» (1953). Это черно-белая драма о пожилых родителях, приехавших в столицу погостить у взрослых детей и оказавшихся лишними в их семьях. Так называется и серия работ одного из участников выставки, Джона Трена, вьетнамца, живущего между Лондоном и Токио. В экспозицию вошло более 150 работ двух десятков фотографов из Японии и других стран. Снимки были сделаны с 1980-х годов по настоящее время. Они рассказывают об этом городе истории, увиденные глазами местных жителей и его гостей.
Токихиро Сато — один из самых известных современных японских фотографов. Недавно его выставка прошла в Токийском музее фотографии, что говорит о его востребованности лучше всего. Один из излюбленных оптических приемов Сато — световые узоры, запечатленные с длинной выдержкой. Камера устанавливается на штатив, и Сато или его ассистенты начинают рисовать в воздухе специальными световыми палочками. Процесс занимает три — четыре часа. В результате получаются очень необычные фотографии, на которых автор остается невидимым, а запечатлены только следы его перемещений.
Кацухито Накадзато несколько раз приезжал в Россию. В 2014 году его персональная выставка прошла в Галерее классической фотографии на Саввинской набережной. Накадзато занимается и преподаванием — он профессор факультета искусств и дизайна университета Дзокэй в Токио. Кстати, Накадзато хорошо знает русский кинематограф и является поклонником Андрея Тарковского и Александра Сокурова.
Фотограф снимает в сумерках, в свете последних лучей солнца, или ночью, при свете фонарей. Мукодзима, которой посвящена представленная на выставке серия, — старый квартал района Сумида, крупнейший из шести сохранившихся в Токио кварталов гейш. Древние традиции гармонично уживаются в Токио рядом с высокими технологиями. В квартале Мукодзима все еще живут и работают гейши и их ученицы. Сегодня их не так много — чуть больше сотни. Прежняя слава Мукодзимы становится историей. Особенно отчетливо эта атмосфера ускользающего времени ощущается в сумерках и неярком свете фонарей.
Итальянца Давидэ Филиппини назвать профессиональным фотографом можно с натяжкой. Взять в руки камеру его побудила книга «Письмо светом» легендарного оператора Витторио Стораро, работавшего с Бернардо Бертолуччи и Фрэнсисом Фордом Копполой. В 2009 году Филиппини переехал в Токио и начал снимать городские пейзажи и уличные сцены. Черно-белый проект «Трудоголики», посвященный японским служащим, можно назвать самым удачным. В нем ему удалось отразить парадоксальное сочетание командного духа, присущего японским трудоголикам, и одиночества, которое они испытывают вне рабочего места. Большая часть жизни проходит на работе, по пятницам — посиделки с саке в каком-нибудь баре, опять-таки в компании коллег.
Снимок, который вы видите, — рассказ о таком одиночестве. Мы ничего не знаем об этом человеке, который то ли пришел домой, то ли открывает дверь ресторанчика, но его поза говорит за него. Он будто старается занимать как можно меньше места.
Ясухиро Огава изучал английскую литературу в университете Канагавы. Фотографией всерьез увлекся в 20 лет после знакомства с работами бразильского фотографа Себастио Сальгадо. В 2000 году победил в конкурсе Фотографического общества Японии.
Его серия «Токийская тишина» — еще один взгляд на одиночество. Одиночество в работах Огавы — не печальное обстоятельство, а скорее ценность. Тишины в этом мегаполисе не бывает — шум транспорта, снующие пешеходы, музыка. Тем ценнее моменты, проведенные наедине с собой. В один из них и запечатлена героиня этого снимка.
Брюс Осборн — еще один осевший в Японии иностранец. Он родился в Южной Калифорнии, окончил Тихоокеанский университет, фотографию изучал в Art Center College of Design. В 1980 году перебрался в Японию. Сегодня он знаменитый коммерческий фотограф и режиссер-документалист. Один из самых известных его фотопроектов связан с семейным портретом, над ним он работает с 1982 года. За это время дети с его первых снимков выросли и уже сами обзавелись семьями, героями новых фотографий становятся уже их супруги и дети.
С 2003 года Осборн занимается проектом Oyako Day (на русский это можно перевести как «День семьи»). Ежегодно в четвертое воскресенье июля желающие принять участие в проекте японские семьи попадают в объектив Осборна. Он выбирает людей, принадлежащих к различным социальным слоям, субкультурам, религиям, чтобы показать, какими разными могут быть семьи.
Для выставки я выбрал работы из его старой серии «Мощь Токио». В них японская столица предстает полуреальным, полуфантастическим городом, будто сошедшим со страниц японских комиксов манга.
«Меня всегда поражала мощь и энергетика этого города. В серии “Мощь Токио” я пытаюсь передать эти ощущения, совмещая в одном снимке элементы реальности и фантазии», — так говорит о фотографиях сам автор.