К одной из самых известных пьес Жана Батиста Поклена, более известного как Мольер, обратился режиссер Юрий Муравицкий. Обманщик Тартюф и семейство Оргона в его интерпретации стали персонажами буффонады в духе дель арте.
Пьесу «Тартюф, или Обманщик» главный французский комедиограф всех времен и создатель классического театра написал в 1664 году. Комедия о проходимце, одурачившем богатого и доверчивого дворянина, быстро стала одной из самых популярных, ее часто ставили по всему миру.
Популярность пьесы сыграла с Мольером шутку – через три года успешных постановок ее пришлось переписывать. В первой редакции Тартюф был духовным лицом, а сюжет строился вокруг его отношений с Оргоном, Эльмирой и Дамисом. Королева Анна Австрийская и религиозная организация «Общество святых дворов» настаивали на том, чтобы Тартюфу придумали иной род занятий, потому как его образ оскорбляет церковь.
Так главный герой стал светским человеком, список действующих лиц несколько расширился, а саму комедию из «Тартюфа» переименовали в «Обманщика». Имя главному герою тоже на всякий случай сменили – на Панюльфа. Все остались довольны.
Однако вскоре тучи стали сгущаться вновь. Комедия оказалась неугодна президенту парламента, и тот потребовал ее запретить. Тогда Мольер направил Людовику XIV письмо, в котором пригрозил, что не будет больше писать, если нападки не прекратятся. «Король-солнце» не мог рисковать – Мольер был его любимым комедиографом, труппе которого был предоставлен театр Пале-Рояль. В 1669 году с комедии сняли запрет, и тогда она получила новое название «Тартюф, или Обманщик». Главному герою вернули старое имя, но не церковный чин. С тех пор никаких изменений не было. Спектакли успешно играли на сценах самых прославленных мировых театров.
Одну из самых известных постановок «Тартюфа» в ХХ веке создал Юрий Любимов в Театре на Таганке. Случилось это в 1968 году. Чуть больше полувека спустя герои вновь возвращаются на эту сцену. Правда, спектакль уже совсем другой.
Спектакль играют на манер площадной уличной комедии дель арте (сommedia dell’arte). Она появилась в Италии в середине XVI века и стала предшественником пантомимы. Во Франции площадная комедия тоже быстро обрела популярность – в этой стране традиции фарса были сильны, и публика встречала на ура каждую новую постановку.
В отличие от итальянцев французские актеры не надевали масок, а только лишь белили лицо мукой. В Театре на Таганке не стали пренебрегать традицией; на лицах артистов мы видим замысловатый грим с обязательными белилами.
«В таком жанре мне не особо приходилось работать. Мы привыкли к русскому психологическому театру, как мне кажется, русским артистам не присущ такой жанр. Казалось бы, очень просто сыграть артистов, которые веселятся на сцене, на площади, но для исполнения этого пришлось потрудиться. Это самое сумасшедшее (в хорошем смысле), что может быть для российского артиста», – говорит Павел Комаров, исполнитель роли Дамиса.
Василий Уриевский, сыгравший Оргона, согласен, что это очень интересный опыт.
Сценограф Галя Солодовникова придумала поместить на сцену еще одну сцену, которая представляет собой светлую комнату, обрамленную неоновыми лентами. Это пространство меняется и переносит в определенное место действия: стоит добавить шаров и мягких розовых зайцев, как пространство превращается в спальню, а если поставить стол, то получится обеденная зала, где собирается все семейство. За сложные гротескные наряды артистов тоже отвечает сценограф.
«Костюмы решены в стиле барокко, в стиле времени, когда Мольер создавал эту пьесу, и они чрезвычайно гротескные. Вообще слово “гротеск” подходит ко всему спектаклю. Все герои вычурные, как будто громкость включили на максимум, и костюмы должны были соответствовать. Их делали в соответствии с историческими деталями. Например, Эльмира, жена Оргона, в корсетном платье, внизу есть такие боковые конструкции, которые поддерживают юбку: юбка с каркасом на китовом усе и специальных вставках, которые держат форму. Вся обувь была специально заказана», – рассказывает Галя Солодовникова.
Работать в таких нарядах – непростая задача. Актер Василий Уриевский отмечает, что с одной стороны костюм помогает перевоплотиться в Оргона, с другой – заставляет изрядно потрудиться.
В команде есть и настоящий француз – композитор Луи Лебе. Он уже известен российскому зрителю по спектаклю «Девушка и смерть» Максима Диденко. Поработать над постановкой «Lе Тартюф. Комедия» его пригласила давняя подруга Галя Солодовникова. Сочинения Лебе играют музыканты, расположившиеся по краям сцены, – как и положено в дель арте.
Интересно, что в спектакле играет только новое поколение труппы Театра на Таганке – это было требованием режиссера. «Тартюф» объединил выпускников Школы-студии МХАТ, ГИТИСа, Высшей школы сценических искусств Константина Райкина, Театрального института имени Бориса Щукина и института имени Щепкина.
Выпускница Театрального института имени Щукина Полина Куценко, дочь актера Гоши Куценко, играет Мариану. Дарья Авратинская, номинантка на премию «Золотая маска – 2020», перевоплотилась в Эльмиру. Павел Комаров (Дамис) стал известен благодаря работе в сериалах, а Василий Уриевский (Оргон) – после участия в музыкальном шоу одного из телеканалов.
Роль Тартюфа, внешне больше напоминающего рок-звезду, чем тихого и смиренного праведника, исполнил Роман Колотухин – выпускник Мастерской Дмитрия Брусникина. Недавно он поработал в фильмах «Братство» и «Дама пик» Павла Лунгина.
«Действительно, эту пьесу ставили очень много раз, но для меня мой Тартюф смелее, чем остальные. Он более пафосный, более надменный. Он делает все, чтобы обвести вокруг пальца – может и в ноги упасть, и на шею залезть. Он готов на все, чтобы получить имение и прочие блага», – рассказывает актер.
Премьера постановки состоится 30 и 31 января, потом ее можно будет увидеть 21 февраля и 8 марта.
Музейно-храмовый комплекс Военных сил России
«Московская A Cappella». Победители 2024