Столичный Департамент культурного наследия выдал разрешение на проведение научных и изыскательских работ для реставрации въездных парадных ворот и чугунного фонтана на территории Александринского дворца в Нескучном саду.
Ворота были построены в первой половине XIX века со стороны Калужской улицы (современный Ленинский проспект) архитектором Евграфом Тюриным после того, как по заказу Николая I он реконструировал сам дворец. До этого он назывался Демидовским в честь одного из владельцев — промышленника Прокофия Демидова.
Когда в 1832 году здание перешло в собственность царской казны, император распорядился назвать его именем своей жены Александры. После революции 1917 года в дворце находился музей мебели. Именно здесь искали стулья с сокровищами герои романа Ильфа и Петрова «12 стульев».
И дворец, и въездную группу Евграф Тюрин спроектировал в стиле позднего ампира, для которого характерно использование классических античных форм. Так, чугунные створки ворот крепятся на двух каменных пилонах (подставках), на которых возвышаются массивные скульптуры мужчин и женщин. Они держат в руках два наполненных фруктами рога изобилия. В ногах у одной из пар сидит ребенок.
Чугунный фонтан располагается напротив Александринского дворца. Над его созданием в 1835 году работал Джованни Витали, также известный как Иван Петрович Витали — русский скульптор итальянского происхождения. Фонтан представляет собой скульптурную композицию из четырех фигур обнаженных юношей. На плечах у них — огромная чаша, из которой бьют струи воды.
Раньше фонтан назывался Никольским, так как находился у Никольских ворот Китай-города на Лубянской площади. Сооружение простояло на своем месте до 1934 года. Но во время реконструкции площади фонтан перенесли в Нескучный сад.
Никольский фонтан — один из двух самых старых сохранившихся до наших дней фонтанов в столице. Второй — Петровский — расположен на Театральной площади, его оформлением также занимался Джованни Витали. Парадные ворота и чугунный фонтан являются памятниками культурного наследия федерального значения и находятся под охраной государства.
«За последние годы скульптуры на въезде в Александринский дворец и чугунный фонтан утратили свой первоначальный вид. На скульптурах местами появились трещины и сколы, а фонтан покрылся налетом. Мосгорнаследие выдало разрешение на проведение исследовательских работ этих объектов. По итогам работ специалисты разработают проект реставрации и направят его в Департамент на согласование. Им предстоит дать экспертное заключение о степени сохранности памятников, после этого будет определена подрядная организация, которая займется реставрацией въездных ворот и фонтана», — рассказал глава Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.
Александринский дворец находится в северной части Нескучного сада. Современная территория сада сформировалась в XIX веке после слияния трех усадеб. Одним из первых здесь поселился князь Никита Юрьевич Трубецкой, для которого архитектор Дмитрий Ухтомский в 1728 году выстроил Нескучный загородный дом. Территория усадьбы использовалась для увеселительных загородных поездок князя и его окружения. В начале XIX века семья Трубецких продала владение надворному советнику Василию Тимофеевичу Зубову, который сильно увеличил его территорию. Он приобрел соседнюю усадьбу Андреевское и стоящее рядом маленькое владение поручика Горянова.
Следующий хозяин здесь появился в 1823 году — им стал князь Лев Александрович Шаховский, который решил создать на территории усадьбы курортную зону с целебной водой. В 1825 году князь обустроил в парке оздоровительные ванные и прогулочные галереи. Однако, как следует из архивных записей, «в тамошние ванные никто не садился, воды не пили, в галереях не гуляли». Потеряв большие деньги, в ноябре 1826 года Шаховский продал усадьбу Дворцовому ведомству для устройства императорской резиденции Николая I.
Второй усадьбой, из которой был сформирован Нескучный сад, стало имение промышленника Прокофия Демидова. В 1756 году он разделил участок на шесть прямоугольных террас, которые вели к Москве-реке, и возвел сад в виде амфитеатра. Здесь было высажено более двух тысяч растений, а из Голландии специалисты привезли редких птиц и животных. В каменных оранжереях Демидовского сада росли пальмы, а сам парк был открыт для посетителей. В конце XVIII века, после смерти Демидова, усадьба перешла во владение князей Орловых. При них на территории имения были разбиты дорожки, насыпаны холмы, устроены купальни. В саду также здесь появился открытый театр на 1,5 тысячи посадочных мест. Имение было присоединено к владениям Трубецких — Шаховских в 1832 году, после того как им начала владеть императорская семья. Третьей частью будущего Нескучного сада стала усадьба князей Голицыных. Примечательно, что 1798 году ей владела Наталья Петровна Голицына — та самая Пиковая дама, ставшая прототипом героини известного произведения Александра Пушкина. В 1843 году территория усадьбы также была продана Дворцовому ведомству.
Сегодня территория Нескучного сада является частью Парка Горького. Здесь можно прогуляться по тенистым аллеям, поиграть на оборудованных площадках в большой теннис или футбол, а также посетить шахматный клуб. В здании Александринского дворца сейчас располагается Российская академия наук.
Восстановление и сохранение памятников архитектуры — одно из важных направлений работы Департамента культурного наследия. Например, недавно было выдано разрешение на проведение научных и изыскательских работ в павильоне № 51 «Мясная промышленность» на ВДНХ. Он был построен в 1951–1954 годах по проекту архитекторов В.М. Лисицына и С.Г. Чернобая и до 1956 года назывался «Главмясо». А в июле в столице началась реставрация 16 скульптур воинов-победителей и славящих Победу девушек, украшающих дом 30, расположенный на углу Ленинского проспекта и площади Гагарина. Здание также известно как дом у Калужской заставы. Кроме того, этим летом завершилась реставрация старейшего в Москве (первая половина XX века) чугунного павильона трамвайной остановки «Красностуденческий проезд».