В деревне Андрейково Московской области есть место, где можно увидеть львов, обезьян, лис, диких птиц, черепах, енотов и еще множество самых разных животных. Они живут в вольерах и загонах на территории в четыре гектара. Такими просторами может похвастаться не каждый зоопарк. Это место – центр реабилитации диких животных Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы.
Звери и птицы попадают сюда по разным причинам, но в основном благодаря звонкам москвичей на горячую линию Департамента: +7 (495) 777-77-77, а также в результате изъятия у недобросовестных владельцев.
Сейчас в центре более 600 животных, у каждого своя история. Многие после передержки и реабилитации отправятся на волю, некоторые уедут в зоопарк, а для кого-то центр станет домом.
В Москве до сих пор много контактных зоопарков, в которых животные содержатся в неподходящих условиях. Как рассказал начальник отдела сохранения биоразнообразия Департамента природопользования и охраны окружающей среды Сергей Бурмистров, москвичи уже намного реже ходят в такие зоопарки, пик прошел примерно год назад. Теперь многие из них закрываются и распродают животных, но проблема все же существует.
«Для меня контактный зоопарк – это обычный сельский дворик, где живут козлята, поросята, куры, то есть сельскохозяйственные животные, которых можно покормить, погладить, понаблюдать без ущерба для них. А когда люди сажают в “контактник” львят, обезьян, огромных черепах и других животных, совершенно для этого не подходящих, – это неправильно. У нас, например, есть обезьяны, которых изъяли из контактного зоопарка на Арбате. Это был нонсенс, когда в 200 метрах от Департамента люди решили организовать такой контактный зоопарк», – рассказывает Сергей Бурмистров.
Достаточно часто животных изымают у контрабандистов сотрудники правоохранительных, таможенных органов и затем передают в центр. Около трех лет назад в ужасных условиях перевозили пять толстых лори и пять макак лапундеров. Их везли в маленьких душных коробках, животные еле выжили, а после того, как попали в центр, восстанавливались около полугода.
Кто-то попал сюда из обычного московского офиса, например степная лисичка, кого-то держали для фотосессий, а кто-то сбежал от владельцев. В питомнике много сов – их забрали у уличных фотографов. Есть рысь, которую не смогли содержать бывшие владельцы, есть цирковая волчица, которая покусала дрессировщика.
По словам Сергея Бурмистрова, сейчас в питомнике 618 животных, начиная от попугаев, среднеазиатских черепах, уток и обезьян и заканчивая львами, волками, лисами и крокодилами. Еще здесь очень много хищных птиц. Горожане спасают птенцов, которые попадают в опасные ситуации, или просто по незнанию подбирают в парках слетков – птенцов, которые только учатся летать, – и передают в центр. Эти птицы проходят реабилитацию, то есть их откармливают, они взрослеют, учатся летать в просторном вольере. Если есть травмы, ветеринар их лечит. Часто таких птиц выпускают на волю, обычно на зеленых территориях ТиНАО.
В питомнике много представителей местной фауны – лисы, утки, ужи, болотные черепахи. Чтобы животные после питомника могли выжить в дикой природе, здесь их кормят тем же, чем они питались в естественной среде. Есть с рук не приучают, переработанные продукты не дают – все корма живые, видоспецифичные. К примеру, пустельгу кормят мышками или крысами.
Владельцам диких животных тоже стоит придерживаться такого принципа, потому что домашняя еда не только отучает животных от естественных условий, но и может оказаться губительной для организма.
«Часто люди, которые заводят дома хищных птиц, ленятся купить живую мышь или крысу, дают им, например, куриное филе, вареное мясо. Это очень вредно для птиц, они быстро умирают. Это связано с особенностями пищеварения», – поясняет эксперт.
Все обитатели центра питаются по рационам Московского зоопарка, в которых расписано, что должно есть каждое животное определенного возраста. Хищники получают мясо перепелок и кроликов, говядину, херноядных кормят профессиональными смесями для каждого вида, плюс в их рационе всегда есть свежие фрукты, овощи, орехи. Для травоядных – сено, солома, комбикорма.
Едят животные в основном утром и вечером, но не все – зависит от вида. Львов, например, часто кормят раз в сутки, многим хищникам устраивают разгрузочные дни. Оказывается, это полезно для животных, и так делают во всех зоопарках. Ежедневно в вольерах проводят уборку.
Центр постоянно взаимодействует с зоопарками. Несколько лет назад амурского тигра Тамерлана передали в Ярославский зоопарк, другой тигр – Степан – уехал в Великий Устюг, в филиал Московского зоопарка.
«В свое время к нам попала партия безухих калимантанских варанов – редчайший вид, все были в шоке, когда увидели их у нас. Их срочно передали в Московский зоопарк. Он у нас в приоритете, но обратиться к нам может любой российский государственный зоопарк. Также мы отдали барнаульскому и липецкому зоопаркам трех львов. В липецкий уехали два медведя, которых мы забрали из парка в Зеленограде. Передаем животных всегда безвозмездно. Надо понимать, что зоопарки никогда из природы животных не берут. У них своя огромная база по обмену, плюс наш центр иногда помогает “освежиться” с точки зрения генетики», – объясняет Сергей Бурмистров.
С течением времени вкусы горожан меняются, в разные периоды становится модным заводить тех или иных животных. Свою лепту вносит и китайский гороскоп: в год Дракона собирали с улиц игуан и змей, в год Свиньи в центр привезли мини-пига. Сейчас популярно заводить крупных кошек: каракалов, сервалов, реже – пум. А еще около трех лет назад началась мода на енотов, которая продолжается до сих пор.
«Это самые настоящие хулиганы. Енот может перекусить любой провод, отнять вещь, сложить ваши гаджеты в воду, все что угодно. У них высокий интеллект и руки вместо лап, поэтому они без проблем справляются с замками, защелками, ручками дверей и окон и часто убегают. Чтобы одомашнить енота, нужна кропотливая профессиональная работа с животным по социализации», – рассказывает эксперт.
Цари питомника, как и в дикой природе, – львы. У каждого свой просторный вольер – и своя история переезда в центр. Бонифацию три года, у него роскошная грива и добрый внимательный взгляд. Львенком он попал в контактный зоопарк на Арбате. Специалисты из правоохранительных органов пришли туда с проверкой и забрали животное. Львицу Симу тоже изъяли правоохранители. Бывшие владельцы возили ее на фотосессии.
Сейчас в питомнике пять львов, а за прошедшие годы через него прошло 12 больших кошек. Они разъехались по разным зоопаркам страны.
Самый младший из львов – Джой. Ему всего два месяца, его забрали у недобросовестных хозяев, которые держали животное в гараже на цепи.
«Поступил сигнал от жителей проспекта Мира – видели, как выгуливают львенка. Участковый с нашими инспекторами приехали по указанному адресу, зашли в гараж, там он сидел на цепи. Документов было два комплекта. Налицо было жестокое обращение – проблема с лапой, рахит – плюс несоответствующие условия содержания», – рассказывает Сергей Бурмистров.
К сожалению, проблема с лапой не единственная. У Джоя катаракта на обоих глазах. Ему предстоит операция в ветеринарной клинике, но сначала он должен прийти в себя, отъесться и успокоиться. Львенок явно идет на поправку – прыгает по своему вольеру, ни секунды не сидит на месте и играет с сотрудниками центра. Но не стоит принимать его за котенка, пройдет два-три месяца – и он превратится в красивое, но опасное животное, а в питомнике станет на одного царя зверей больше.