В столице развернута масштабная программа капитального ремонта домов. Их приводят в порядок внутри и снаружи — обновляют фасады и кровлю, подъезды, чердаки и подвалы, меняют коммуникации и инженерные системы. Сейчас только в Басманном районе приводят в порядок 60 домов, на многих объектах уже заканчиваются сезонные работы.
Специалисты фонда капремонта работают и с объектами культурного наследия, и с типовыми многоэтажками. Часто приходится ремонтировать исторические дома. Некоторые здания были построены практически 100 лет назад. Mos.ru прогулялся с краеведом, историком Москвы и главным редактором журнала «Московское наследие» Филиппом Смирновым по Басманному району. Рассказываем, как разные эпохи отразились на многоквартирных домах и как один район может рассказать историю страны.
Начинается прогулка по Басманному району возле домов на Большой Почтовой улице. Здесь в 1920-х годах построили Буденовский поселок, чтобы расселить офицерский состав Рабоче-крестьянской Красной армии. Архитекторы того времени верили, что окружение и эстетика влияют на воспитание.
На время строительства дома пришелся период дефицита строительных материалов и рабочих рук. Кроме того, тогда массово выступали против любых украшательств — виньеток, лепнины, изысканных фасадов.
«В эпоху конструктивизма декором служил сам конструктив, — рассказывает Филипп Смирнов. — Кирпич, штукатурка, пространство и плоскости фасадов являются декором и системой обучения нового человека».
Сейчас в домах на Большой Почтовой идет капитальный ремонт. По словам местных жителей и подрядчика, до этого здания находились в плачевном состоянии. Многие конструкции требовали ремонта. Кроме того, из-за ограничений, принятых для предотвращения распространения COVID-19, работы приостанавливали на несколько месяцев. Вновь приступить удалось только после 7 июля. Из-за этого вынужденно перенесли сроки окончания работ.
Даже если дом не признан объектом культурного наследия, при ремонте стараются поддерживать его исторический облик. Например, в этом доме вставили подъездные окна, похожие по расстекловке на оригинальные.
«Региональная программа капитального ремонта в Москве включает в себя ремонт домов разных эпох. Дом на Большой Почтовой улице был построен в 1926 году. Жители просили нас заменить окна в местах общего пользования. Сейчас работы уже проведены. Несмотря на то что дом не является объектом культурного наследия, конфигурация окон соответствует исторической. Нам важно сохранять культуру нашей столицы и прислушиваться к мнению жителей», — говорит начальник управления делами Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы Полина Рогова.
На пути к следующей остановке на перекресте Малой Почтовой и Ладожской улиц можно увидеть место, где раньше стоял деревянный дом, который Сергей Пушкин арендовал до 1802 года. Именно сюда принесли Александра Пушкина после крестин в Елоховской церкви. Сейчас здесь стоят нежилые постройки.
С этого же места начиналась Немецкая слобода. Здесь жили не только немцы, были и датчане, и французы, и голландцы — те, кто был «нем», то есть не владел русским языком. Здесь бывал и Петр I, впервые он оказался в этой местности, еще будучи маленьким мальчиком.
«Посмотреть, как живут те, кто не говорит по-русски, Петра, естественно, привлекало», — рассказывает Филипп Смирнов.
Возможно, этим и был обусловлен последующий интерес Петра к европейским странам и их культуре.
Выше по Ладожской улице на перекрестке с улицей Фридриха Энгельса мог образоваться настоящий Чайна-таун, как в других крупных мегаполисах. В 1899 году были волнения в Китае, население начало мигрировать. На улице Фридриха Энгельса уже находилось Китайское подворье, поэтому и остальные приезжие китайцы стали селиться здесь.
Чайна-таун не образовался, так как в 1930-е годы китайскую диаспору депортировали из-за ухудшения отношений с Китайской Народной Республикой. Сейчас о былом напоминают только низкие домики на стрелке между двумя улицами. Китайцы использовали их под склады, фабрики и прачечные.
Немного дальше находится Плетешковский переулок. Само название, рассказывает москововед, происходит от слова «плутать». Название переулка произошло от описания местности, что редкость для Москвы. В 50 метрах отсюда расположен Богоявленский собор в Елохове, построенный в 1845 году. Раньше это был главный собор Москвы, здесь проводили богослужения на Пасху и Рождество. Собор ни разу не закрывался за всю свою историю.
В 1930-е власти решили, что людям нужно видеть богатую архитектуру для понимания величия страны.
«Дальше случилась война, не все из генерального плана реконструкции столицы было реализовано. Однако частично мы можем это увидеть, например Северный речной вокзал и бесконечные особняки Тверской улицы, многоквартирные дома. Там присутствует это изобилие. Но после развенчания культа Сталина к власти пришел Хрущев, который посчитал, что для создания нового человека, по-прежнему при помощи архитектуры, нужно перейти к совсем другому образу. Это даже не скромность, а социальная справедливость», — рассказывает Филипп Смирнов.
Тогда и начали строить типовые панельные или кирпичные жилые дома — до сих пор мы называем их хрущевкам. Концепция предполагала возведение дома за очень короткий срок. Зачастую на строительство отводился один месяц, еще месяц — на внутреннюю отделку. Из-за этого в домах не было лифтов, а системы водоснабжения и канализации интегрировали в стены сразу на заводах.
«Еще было много таких наработок, которые мы сегодня воспринимаем с ужасом. От того, что они интегрировали трубы, отклеивались обои. Использовался обычный цемент, а не портландцемент. Причем никто не нормировал количество песка, который насыпается в эту смесь. Из-за этого тоже были нарушения», — уточняет историк.
Дом в Аптекарском переулке тоже ждет капитальный ремонт. Это хрущевка улучшенной планировки, построенная в 1960-х годах. Подобные здания можно встретить во многих районах Москвы. В квартирах высота потолков превышает три метра.
Из-за указа 1955 года об архитектурных излишествах на фасадах домов не разрешались никакие элементы, которые могли бы замедлить темпы строительства. Тем не менее на этом доме и многих других можно заметить оригинальные карнизные выкладки, на некоторых домах выложены даже орнаменты.
Для строительства дома использован силикатный кирпич, дешевый в производстве. По сути, это отработка руды, смешанная с глиной. Силикатный кирпич производят за один обжиг, поэтому он очень хрупкий. Дом из такого материала нельзя очищать пескоструйным способом.
«Это образец кирпича советского периода, который сложно воспроизводить и очищать. Конечно, его можно пропитать гидрофобными составами, но в целом в этом нет глубокой необходимости. Достаточно помыть поверхностными очищающими веществами. Там, где необходимо, можно заделать. А для одинакового цвета фасада нужно просто подождать. Пыль и взвешенные вещества в воздухе сами выровняют цвет фасада», — считает Филипп Смирнов.
Следующей и последней точкой стало похожее здание в Денисовском переулке (дом 3/5). Оно вошло в план по капитальному ремонту на ближайшие три года. Это тоже улучшенная хрущевка, но для ее строительства использовали сразу четыре вида кирпича. На фасаде — пустотелый (более дорогой), внизу — белоглиняный, на боковой стенке — силикатный, а наверху, практически возле карниза, можно увидеть керамический кирпич в качестве украшения. Из такой же глины делали изразцы.
«Комплексный подход к капитальному ремонту предполагает, что в первую очередь нужно заниматься материаловедением. Заходя на объект, мы решаем, что в целом с ним делаем. А потом в каждом случае рассматриваем конкретные материалы. Здесь четыре вида кирпича, каждый из которых требует разных способов ремонта», — объясняет Филипп Смирнов.
Перед началом работ для каждого дома разрабатывают индивидуальную проектную документацию. При этом заранее определяется перечень работ. Это решают собственники квартир на общем собрании. Также жители могут высказать свои пожелания по отделке подъездов — цвету плитки, двери, стен и так далее.
Кстати, обновление подъездов в московскую программу капремонта вошло только в 2018 году. Тогда и появилась новая опция — двери в подъезды устанавливают с прозрачным окном. Об этом просили жители, фонд капремонта прислушался к их мнению.
«Человек при входе в подъезд может видеть, кто находится в тамбуре, а при выходе — видеть, что происходит на улице. Это определенная степень безопасности», — говорит Полина Рогова.
В столице уже обновили более восьми тысяч многоквартирных домов по программе капремонта. В ближайшие три года ремонт проведут еще около в 4,5 тысячи домов. В каких именно ремонт начнется уже в следующем году — можно найти на интерактивной карте.
«Московская A Cappella». Победители 2024
Тайны Живописного моста