К 80-летию со дня рождения лауреата Нобелевской премии по литературе Иосифа Бродского рассказываем о связанных с Москвой этапах жизни и творчества поэта.
Хотя Иосиф Бродский бывал в столице лишь наездами, Москва неизменно дарила ему долгожданные встречи и творческое вдохновение. Приезжая в город, поэт мог остановиться у своего брата — в доме на перекрестке Старосадского переулка и улицы Забелина. С 2008 года здесь стоит памятник Осипу Мандельштаму. А вот памятник Бродскому был установлен в 2011 году на Новинском бульваре, неподалеку от здания посольства США.
Скульптура поэта выделяется на фоне двух групп безликих фигур. Скульптор Георгий Франгулян и архитектор Сергей Скуратов попытались отразить драматические моменты в судьбе Бродского — его вынужденную эмиграцию и непонимание, с которым поэт столкнулся на родине. Кстати, гранит для постамента памятника на Новинском бульваре до этого использовали для облицовки берегов Невы.
В Москве Бродский бывал на Малой Филевской улице, где жил переводчик Андрей Сергеев. Они познакомились заочно: о молодом ленинградском поэте Сергееву рассказала Анна Ахматова. Когда же переводчику удалось прочитать стихи Бродского, он был поражен. В 1964 году Бродский и Сергеев познакомились уже лично и сразу же нашли общий язык. Немалую роль сыграло то, что именно Сергеев переводил на русский поэзию Роберта Фроста, которым Бродский всю жизнь восхищался.
Друзья поддерживали переписку, когда поэта отправили в ссылку в Архангельскую область. Кстати, оттуда он вернулся именно на Малую Филевскую. Говоря о Москве, Бродский часто сообщал, что его в этом городе интересует мнение лишь двух людей — Сергеева и его коллеги переводчика Виктора Голышева.
На Тверской улице Иосиф Бродский посещал квартиру Лидии Корнеевны Чуковской, дочери знаменитого детского писателя. Лидия Корнеевна всегда очень беспокоилась о Бродском и относилась к нему с особой заботой. «Говорят, у Бродского плохой характер. Да ведь и у Лермонтова он был не хорош — и у Мандельштама тоже», — писала она.
Бродский называл «одним из самых счастливых воспоминаний» свои визиты в квартиру семьи Ардовых на Ордынке, где встречался с Анной Ахматовой, оказавшей на поэта большое влияние. Позже он отзывался о легендарной квартире как о непрерывном потоке людей. «Не помню, чтобы я смеялся чаще, чем тогда, за ардовским столом», — признавался поэт. Сюда же он приезжал, когда до эмиграции оставалось буквально несколько месяцев — в самые тяжелые дни.