«Наследники». Все о премьере в Театре Олега Табакова

14 июня
Культура

Под конец сезона в Театре Олега Табакова показали новый спектакль — «Наследники», первую постановку в современной истории этого театра, где заявлены два состава. Это авторская инсценировка Олега Антонова по мотивам пьесы «Дети Ванюшина» Сергея Найденова. Время действия в постановке менять не стали, решив погрузить зрителя в будни купеческой семьи начала XX века. Однако финал другой — более жизнеутверждающий. Подробности — в материале mos.ru.

История одной семьи

Раннее утро, роскошно обставленный особняк купца первой гильдии Александра Егоровича Ванюшина. За окном идет снег, обитатели дома уютно спят в своих постелях. За исключением хозяина, к которому безмятежный сон не приходит уже давно. Купца мучают боли в сердце, но семейного врача он ругает, ехать в больницу отказывается и быстро спроваживает доктора за порог.

В тишине, несвойственной для полного ссор дома, Александр Егорович дожидается возвращения Алексея, одного из шестерых его детей. Юный гимназист совершенно не думает об учебе и будущем, зато днями и ночами пропадает у приятелей, а также подле нового предмета обожания — симпатичной хористки. Алексей и не думает виниться перед отцом, выказывая ему откровенное неуважение. И таковы все дети купца.

Ванюшин-старший понимает, что дни его сочтены, необратимый механизм уже запущен. Но кто из детей достоин унаследовать семейное дело, когда отца не станет? Будет ли это распутник Константин, который соблазнил живущую в их доме девушку? Клавдия, из-за врожденного дефекта внешности озлобленная на всех, или ветреный Алексей? А может, это будет Людмила, сбежавшая от мужа-тирана? О гимназистках Кате и Ане, озорницах и хохотуньях, и говорить не стоит: слишком малы.

Ванюшин не понимает своих детей, и они отвечают ему тем же. Даже верная супруга Арина Ивановна больше времени проводит с иконами, чем с семьей. Пропасть между домочадцами становится все шире, каждый живет в собственном мире, запершись в отдельных комнатах, — и не подозревает, что скоро разразится катастрофа.

«Каждое поколение, как волна, находит на следующие, ничего не зная о предыдущих, — так и появляется непонимание. Дети одного великого человека когда-то сказали: “Нас воспитывал луч света под дверью кабинета отца”. Он постоянно работал, а дети это видели и росли с этим. Так и мы: думаем, что наша деятельность, мысли, желания могут кого-то воспитать. Не всегда это получается», — отметил режиссер и исполнитель главной роли Владимир Машков.

Владимир Машков. Фото М. Денисова. Mos.ru

Несчастливые герои

Каждый герой, убежденный в собственной правоте, сражается за счастье как умеет, уверены создатели спектакля. К примеру, старшая дочь Ванюшина, Клавдия, живет обидой на родителей и весь мир, не понимает, за что именно ей достался ужасный горб, который испортил внешность. К финалу пьесы она то яростно кричит, то униженно умоляет отца отписать ей имущество.

«Обида сжигает ее изнутри, она как выжженная пустыня, — рассказала исполнительница роли Яна Сексте. — Чтобы сыграть Клавдию, я искала в себе собственную болевую точку, так, чтобы накатила волна ярости. Научиться ее контролировать — непростая задача».

Яна Сексте. Фото М. Денисова. Mos.ru

История, считает актриса, на самом деле о любви и надежде, каждый в чем-то узнает себя и поймет, что многое можно исправить. «Пока мы живы, мы всегда можем попросить прощения, сказать кому-то, что любим. И я попрошу прощения у своих родителей — точно есть за что», — добавила она.

Посмотреть на обстоятельства под другим углом пытается только один из детей Ванюшина — Алексей. За два акта он взрослеет: и вот уже вчерашний кутила хочет уехать из дома, забыв о наследстве. Прочитав жесткую отповедь отцу, от которого он не видел ничего, кроме финансового обеспечения, Алексей объявляет, что будет искать собственный путь.

«Происходят кардинальные перемены в мировоззрении, отношениях. Когда привычный мир рушится на глазах, он тут же пытается его собрать, понять, принять. Для меня самое ценное — перевоплощение Алексея», — рассказал актер Севастьян Смышников.

Севастьян Смышников. Фото М. Денисова. Mos.ru

Их дом

В течение всего спектакля декорации остаются одинаковыми. Чтобы воссоздать двухэтажный особняк с богатой обстановкой, художник Александр Рукавишников вдохновлялся разными домами, в том числе тем, который принадлежал его семье, купцам Рукавишниковым из Нижнего Новгорода.

Создатели постановки стремились показать традиционную купеческую основательность, красивую, надежную, привлекательную декорацию, вызывающую ощущение богатства, которое хотят заполучить наследники. Значение имеет любая мелочь: даже плед, пролежавший все представление на стуле, в финале играет свою роль.

Работа с декорациями выдалась довольно трудной — на монтаж уходит несколько дней. Машинисты сцены продумывали все досконально, просчитывали, чтобы второй этаж «дома» и лестница, ведущая туда, выдерживали вес артистов. Костюмы для них создала художница Мария Боровская по эскизам начала XX века.

«Редко в каком театре люди гуляют по второму этажу, и он не “уходит”. У нас здесь все сделано основательно. Если вы пройдетесь по нему, то убедитесь, что это очень похоже на реальный дом», — подчеркнул режиссер.

Лучшая пьеса

Спектакль поставлен по пьесе «Дети Ванюшина», ставшей едва ли не вершиной творчества прозаика и драматурга Сергея Найденова. Он написал ее в 1901 году и сразу отправил по двум адресам: на конкурс театра Литературно-художественного общества и в театр Федора Корша, популярный в то время в Москве.

«Дети Ванюшина» оставили конкурентов позади. Пьеса прошла и конкурс литобщества, и отбор в репертуар театра. Премьера постановки состоялась уже к концу того же года — в Москве и Санкт-Петербурге. И критики, и зрители были в восторге — еще пока малоизвестному автору удалось затронуть сердца, заставить пересмотреть отношение к собственным семьям. Найденова засыпали письмами с благодарностями, в 1903 году он получил премию имени А.С. Грибоедова. Впоследствии произведение экранизировали.

Еще через несколько лет автор решил пересмотреть финал пьесы. Старый, где главный герой покончил с собой, стал казаться ему слишком мрачным. Теперь же вместо такого кардинального решения Ванюшин, потеряв ко всему интерес, переселялся на второй этаж, оставив дом и управление делом старшему сыну. Первый финал, можно сказать, отчасти автобиографичен: в семье самого Найденова произошла аналогичная трагедия — так не стало его отца.

В Театре Олега Табакова решили пойти по третьему пути. Драматург и сценарист Олег Антонов написал еще один финал — более жизнеутверждающий.

«В пьесе есть фраза: “Бог не дает меньше, чем ты можешь выдержать, но и больше не дает”, — рассказал Владимир Машков. — А сколько может выдержать мой герой? И вот это очень важно — идти вперед, до последнего вздоха».
Источник: mos.ru
Локации

Поделиться
Усадьбы

Троице-Лыково в Строгино

МОСТЫ

Тайны Живописного моста

Ближайшие события
Бесплатно

«“Широка страна моя родная…”: туризм в России» в Государственной публичной исторической библиотеке

10 июня22 августа
Бесплатно

Фестиваль «Папа и сын» — расписание лектория

29 – 30 июня


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies