В середине декабря стало известно, что на должность нового художественного руководителя Театра Романа Виктюка назначен Денис Азаров. 34-летний режиссер — довольно известная фигура среди столичных культурных деятелей. Выпускник ГИТИСа и дважды номинант на премию «Золотая маска» (2017), он ставил спектакли в Театре на Таганке, Центре драматургии и режиссуры, «Геликон-опере», Центре имени Всеволода Мейерхольда и других театрах.
— Денис Николаевич, как вы восприняли новость о своем назначении художественным руководителем Театра Романа Виктюка?
— С удивлением, трепетом. Это авторский театр — уникальный, узнаваемый, с неповторимым стилем, яркими спектаклями, темы которых мне близки. Большая честь. Конечно, я сначала немного удивился, потом обрадовался. Это была неожиданная новость для меня.
— Как вы себя чувствуете в новой должности?
— Сейчас мне трудно ответить на этот вопрос, потому что я занимаю ее совсем мало времени. Но могу сказать, что работы очень много, появился азарт. Я уже посмотрел сдачу спектакля «Орфей» по Теннесси Уильямсу в постановке Сергея Захарина, остался доволен — это очень достойная работа. Впереди еще много всего интересного.
У нас открылся интерактивный музей «Гений места: ожившие легенды» в нижнем зрительском фойе, посвященный Роману Виктюку и архитектору Константину Мельникову, который создал здание, где сегодня располагается театр. Проект был начат до моего появления здесь — над ним работали около двух лет, — но его создание кажется мне очень правильной идеей, у «Гения места» есть огромный потенциал.
— Сотрудничали ли вы раньше с Театром Романа Виктюка?
— К сожалению, не приходилось. Но я, можно сказать, был знаком с Романом Григорьевичем. Хотя наше общение длилось ровно три минуты, для меня это очень важная история.
Когда мне было лет 18, я писал стихи (мы все в этом возрасте немного поэты). Помню, как-то ехал по Москве за рулем, слушал радио. В прямом эфире выступал Роман Григорьевич, который объявил конкурс на лучшее стихотворение о любви. И пока я стоял в пробке — до сих пор помню, это было Ленинградское шоссе, — отправил свой стих в СМС. В итоге я стал победителем конкурса и получил два билета на легендарный спектакль Виктюка «Служанки».
После показа у нас с Романом Григорьевичем состоялся короткий разговор. Я потом еще долго был под впечатлением. И, конечно, представить себе не мог, что однажды стану художественным руководителем театра, который он создал. Я не верю в судьбу, но верю в случай, теорию случайностей.
— Театр Романа Виктюка — это бренд, особый стиль, энергетика. Понятно, что с уходом основателя всегда что-то меняется. Есть ли что-то, что вам самому важно здесь сохранить?
— Мне кажется, первое и самое важное — максимально бережное отношение к спектаклям Романа Григорьевича. Тут нет смысла что-то кардинально менять — здесь хороший репертуар, очень крепкая труппа. Нужно удерживать ту планку качества, которую задал Виктюк. Надеюсь, что мне в этом поможет коллектив театра. Актеры и сами очень бережно относятся к постановкам текущего репертуара.
Я видел последнюю работу Романа Григорьевича «Отравленная туника», она произвела на меня неизгладимое впечатление. Я хорошо знаю одноименную пьесу Николая Гумилева, по которой был поставлен спектакль, и для меня было неожиданным то, как ее увидел режиссер. У него это получилось очень мощно, эмоционально. Также люблю «Саломею» — спектакль идет с 1998 года, и он не теряет формы, своей внутренней энергии. Его можно пересматривать много раз, он всегда будет впечатлять. Еще там сумасшедшая актерская работа, впрочем, как и во всех спектаклях Романа Григорьевича.
Как художественный руководитель я бы хотел представить здесь разные проявления современного театра, но очень аккуратно, постепенно. Со временем появятся новые режиссеры — уже есть кое-какие идеи, кого пригласить, но говорить об этом пока рано. Любой театр — это очень хрупкая вещь, не надо стараться сразу привлекать к работе 20 разных школ и 20 новых имен.
— Как складываются отношения с коллективом?
— Труппа интересная. Пока мы друг к другу привыкаем, знакомимся. Это очень тонкий процесс. Театр все-таки состоит из актеров — это мое глубокое убеждение, — и очень важно, чтобы я нашел для каждого свое место, свой интерес, свой «манок». Мне кажется, это возможно сделать. Кроме того, здесь есть люди, которые давно меня интересовали, с которыми я хотел поработать.
— С кем например?
— Один из них — Игорь Неведров, изумительный артист. Второй — Дмитрий Бозин. Здесь я не буду оригинален: Дмитрий — одна из главных звезд театра. Он меня поражает своей безумной энергетикой. Такое ощущение, что на сцене он превращается в кого-то совершенно другого, полностью перевоплощается, в нем появляется что-то даже, я бы сказал, потустороннее в самом хорошем смысле этого слова. Где-то божественное, где-то дьявольское. Там совершенно другие уровни и другие категории. Я не понимаю, как у него это получается.
— Как вам работается с ним?
— У нас складываются вполне нормальные отношения для тех нескольких встреч, которые состоялись, и рассчитываю, что все так и будет продолжаться. У Дмитрия есть идея для постановки, и мы договорились, что он ею займется. Пока все замечательно.
— В начале пандемии Театр Романа Виктюка представил скринлайф-спектакль «Пир во время чумы». Вы планируете продолжать экспериментировать с жанрами?
— Я думаю, что-то такое, конечно, мы будем придумывать, смотреть, в каких направлениях дальше двигаться. Но мне важно сейчас погрузиться в театр какой он есть. В будущем, уверен, мы найдем баланс между спектаклями разных форм и разных жанров. Я хочу, чтобы это был авангардный театр, не про традиции. Одно могу сказать: это не будет спонтанная история в духе «давайте поставим 10 классных спектаклей по разным пьесам», мы создадим понятную концепцию, которой будем следовать.
— Планируете сами ставить спектакли?
— Да, конечно. Я думаю, что из режиссеров, не имеющих отношения к Театру Романа Виктюка, я буду первым, кто что-то поставит на его сцене. Это будет логично, чтобы, опять же, ближе познакомиться с труппой. У меня есть несколько названий в голове, но пока я еще думаю. Главное — не спешить.
— Обращаясь к вашим прошлым работам: о какой постановке вы вспоминаете с наибольшим теплом?
— У меня таких несколько. Это «Елка у Ивановых» в «Гоголь-центре», «Гроза» в Театре драмы имени Волкова в Ярославле, «Снегурочка» в Театре на Таганке. И, наверное, отнесу сюда две премьеры — совсем свежие декабрьские постановки в Новосибирске: «Люблюнемогу» в «Старом доме» и «Безумный день Фигаро» в «Красном факеле».
— Один из спектаклей — «Снегурочку» — вы начинали репетировать еще до всей этой истории с пандемией. Затем был большой перерыв, и уже после него — премьера. Каково было снова вернуться к этой работе? Постановка изменилась за это время?
— Там получился удивительный эффект. Эта пауза вывела спектакль на другой уровень именно внутреннего объема. Это почувствовал и я, и актеры. Так что, можно сказать, все пошло на пользу. Спектакль как будто мариновался некоторое время, настоялся, чтобы предстать перед зрителями в самом лучшем виде.
— В феврале в «Электротеатре Станиславский» состоится премьера вашего спектакля «Сад». Вы планируете в дальнейшем сотрудничать и с другими театрами или полностью сосредоточитесь на Театре Романа Виктюка?
— Пока сосредоточусь на одном, в ближайшие год-два точно. А дальше буду смотреть на конкретные предложения. И буду сильно над ними думать. То есть, наверное, я смогу согласиться на что-то безумно интересное, от чего просто невозможно отказаться. Но сейчас всю энергию и силы я направлю в Театр Романа Виктюка.