В музее-панораме «Бородинская битва» открылась выставка «NapoleON. NapoleOFF? Наполеоновская легенда в европейской культуре XIX–XX веков», приуроченная к 200-летию со дня смерти Наполеона Бонапарта на острове Святой Елены. Необычное название выставки предлагает задуматься над вопросом: как сегодня воспринимается личность Наполеона, по-прежнему ли это человек-легенда?
Предметы из фондов музея и частного собрания коллекционера Александра Вихрова, знатока эпохи Наполеоновских войн, посвящены последнему периоду жизни французского императора (монарший титул в период Первой и Второй империй), его поражениям и смерти после нескольких лет английского плена. О самых интересных из них рассказывает Виктория Павленко, заместитель директора по развитию музея.
В самом центре зала — посмертная гипсовая маска Наполеона, вернее, одна из множества ее копий, хранящихся в разных городах мира. Ее изготовили в России в 1912 году. Оригинальный оттиск из смеси воска и гипса был сделан через полтора дня после смерти императора. Доподлинно неизвестно, кто именно этим занимался. По одним источникам, это был личный врач Франсуа Карло Антоммарки, по другим — хирург Фрэнсис Бертон, руководивший вскрытием.
Рядом с маской — слепок кисти руки Наполеона Бонапарта из коллекции Александра Вихрова. Он был сделан в конце XX века с оригинала, который хранится в собрании Лувра.
Еще один ценный экспонат — фрагмент полога от смертного ложа Наполеона. Кусочек ткани, украшенный жемчугом, хранится на подушечке в небольшой серебряной шкатулке. Он пополнил коллекцию Александра Вихрова в прошлом году.
Коллекционер нашел фрагмент полога на одном из европейских аукционов. Проследить, кто именно был его хозяином после смерти Наполеона, сейчас невозможно. Известно, что многие его вещи растащили на сувениры слуги, и кто-то из них, вероятно, взял себе на память кусочек полога.
Как выглядел сам полог, можно увидеть на картине «Смерть Наполеона». На выставке экспонируется копия знаменитого полотна барона Карла Штейбена, написанная художником Жакемо в середине XIX века.
С осени 1816 года, через год после прибытия на остров Святой Елены, Наполеон все чаще жаловался на острую, как бритва, боль в правом боку. Проблемы со здоровьем были у него и раньше — по одной из версий, император долго страдал от язвы желудка, которая обострилась от стресса. Вероятно, его типичный жест — на многих портретах император изображен с рукой под жилетом — был связан с попыткой уменьшить боль. Тогда же диагноз ему поставить не могли. Весной 1821 года его состояние резко ухудшилось, и из-за слабости Бонапарт почти не поднимался с постели. Главный камердинер Луи-Жозеф Маршан вспоминал роковую ночь с 4 на 5 мая 1821 года:
«Беспокойство доктора усиливается. Эта рука, которая вела к победе, по которой он измеряет пульс, леденеет: доктор Арнольд измеряет время между вздохами, пятнадцать секунд, тридцать, прошла минута… Императора больше нет».
Картину, принадлежащую Александру Вихрову, на выставке дополняет экспликация к ней из фондов музея. Сделанная неизвестным французским мастером в 1830–1850-х годах, она разъясняет, кто изображен на полотне. Среди тех, кто окружал Наполеона в последние минуты жизни, были генерал-лейтенант граф Бертран и его супруга графиня Бертран, генерал граф Монтолон. Присутствовали также дети Бертрана, младшего из которых, Артура, Наполеон называл «маленьким тираном».
Последние годы жизни Наполеон Бонапарт провел на острове Святой Елены в Атлантическом океане. Часовые и дозорные пристально следили за каждым его шагом.
Впрочем, заключенный даже не пытался предпринимать попытки побега и, казалось, смирился со своей судьбой. Наполеон проводил время на конных и пеших прогулках, общался с местными крестьянами и верными друзьями-офицерами, которые отправились в ссылку вместе с ним (Бертран, Монтолон и другие — всего 26 человек). А еще он много думал, вспоминал свою жизнь.
С лета 1815 года секретарь Наполеона Эммануэль де Лас Каз начал ежедневно записывать свои беседы с императором. Уже после смерти Бонапарта эти воспоминания были изданы в нескольких томах под названием «Мемориал Святой Елены». На выставке представлены два тома из первого издания «Мемориала…», опубликованные в Париже в 1823 году и в наши дни хранящиеся в фондах музея.
В образе добродушного крестьянина в костюме из простой грубой ткани и соломенной шляпе Бонапарт предстает на литографии «Наполеон на острове Святой Елены» 1825 года, сделанной по рисунку художника Ораса Верне. Это не фантазия. Наполеон действительно ходил в таком наряде в последние годы жизни — спасался от удушающей жары, которая накрывала остров летом.
На другой литографии, созданной в первой половине XIX века неизвестным французским автором, соседствуют сразу четыре образа Бонапарта. Иллюстрация рассказывает о важнейших эпизодах его жизни. Это осада Тулона, после которой Наполеон получил чин генерала, затем битва при Арколе, после которой его назначили командующим «английской армии». Сражение при Аустерлице произошло, когда Наполеон был уже провозглашен императором. И наконец завершающий образ — в качестве пленника острова Святой Елены.
Первая литография — из частной коллекции, вторая — из фондов музея.
Один из самых интересных экспонатов — эта статуэтка из коллекции Александра Вихрова. Фигурка короля Франции Людовика XVIII открывается на манер матрешки, а в ней — маленькая фигурка Бонапарта, его предшественника. Такие статуэтки с сюрпризом очень любили приверженцы Наполеона, опасавшиеся открыто говорить о своей позиции после его свержения.
Наполеон вдохновлял на создание различных сувенирных изделий и за пределами своей страны. В Германии, на фабрике Шайбе-Альсбах, была создана целая серия фарфоровых фигурок, посвященных военным походам Бонапарта. На выставке показана одна из них — статуэтка «Бегство Наполеона из России». Кроме того, гости могут увидеть открытки, чернильницы, портсигары, заколку для галстука и многое другое, связанное с наполеоновской темой. Все эти предметы — как из коллекции Александра Вихрова, так и из собрания музея.
Завершает выставку картина «Воздушный корабль» Мстислава Добужинского. Русско-литовский художник изобразил Наполеона стоящим на скале перед воздушным кораблем, готовым отправиться в свое последнее путешествие. Картина иллюстрирует одноименную балладу из наполеоновского цикла стихотворений Михаила Лермонтова, созданную в 1840 году — как раз тогда, когда появилась информация о перенесении праха императора с острова Святой Елены в Дом инвалидов в Париже.
Стоит он и тяжко вздыхает,
Пока озарится восток,
И капают горькие слезы
Из глаз на холодный песок.
Потом на корабль свой волшебный,
Главу опустивши на грудь,
Идет и, махнувши рукою,
В обратный пускается путь.
Картина из частной коллекции.
«Московская A Cappella». Победители 2024
Кубок «Москва – на волне»