В галерее «Давыдково» объединения «Выставочные залы Москвы» открылась выставка «В мире без греха», организованная совместно с отделом «Музей русского лубка и наивного искусства» Галереи Ильи Глазунова. Куратор Мария Артамонова отобрала для экспозиции работы художников-наивов, посвященные животным. Название выставки куратор объясняет так: в мире животных гораздо больше искренности, чем в мире людей, а несоблюдение художниками-самоучками законов академической живописи делает героев их картин еще более трогательными.
Чаще всего на Руси корову изображали дородной, крупной, подчеркивая ее роль кормилицы. В широком обиходе был женский головной убор под названием кичка рогатая, представляющий собой шапочку с твердой передней частью в форме рогов, как у коровы. Такую носили молодые замужние женщины — считалось, что кичка способствует плодородию, процветанию семьи.
Связывает коров с плодородием картина Ивана Сарычева «Военная посевная» (1984). Работая над картиной, художник-фронтовик вспоминал тяжелое время Великой Отечественной войны, когда вместо лошадей хозяйки запрягали в плуг коров. Многие семьи были спасены благодаря этим животным. Интересно, что на картине коровы светлых окрасов. Возможно, с этим связана любопытная народная примета: на Руси считалось, что черная корова приносит несчастья.
Волк — герой многих сказок, пословиц и поговорок. Мудрый, рассудительный, назидательный — таким он закрепился в славянской культуре. Волк был тотемным животным многих славянских племен, его изображали грозным, но спокойным, внушающим уважение. Вместе с тем с ним были связаны страшные легенды, например об оборотнях. Или еще одна, согласно которой черт хотел создать человека, но у него не вышло, и появился волк.
Александр Белых, один из самых известных художников-наивов в России, изобразил волка в двух ипостасях. Волки на картине «Лесной поединок» — не благородные покровители, а агрессивные звери, нападающие на одинокого человека. На другой под названием «Побег из тюрьмы» волк, напротив, настроен к человеку дружелюбно — он несет ему свою добычу.
Символом огня и солнца у славян был петух. Его считали борцом против нечистой силы: суеверные люди были убеждены, что утреннее кукареканье прогоняет прочь промышляющую по ночам нечистую силу. Для защиты изображение петуха вышивали на скатертях, подолах рубах, полотенцах. Несмотря на то что петух ассоциировался с огнем, он считался защитником от пожаров.
Именно огненно-красным петуха изобразил художник Василий Шевченко. Главный герой его картины «Новый год», написанной в преддверии наступления 1993 года, — петух, символ 1993-го по восточному календарю. В этой работе интересен цвет птицы. Красный Шевченко чаще всего использовал при изображении неба: художник работал на липецком ферросплавном заводе, при этом очень переживал за экологию.
О животных, обитающих в других странах, на Руси знали благодаря рассказам купцов, рукописным книгам. Львы, тигры, крокодилы, слоны встречались даже в иконописи. Наивные художники тоже уделяли много внимания экзотическим зверям.
В конце 1990-х — начале 2000-х московская художница Алевтина Пыжова написала целую серию картин, посвященную джунглям и их обитателям. Ее работы иногда сравнивают с картинами родоначальника наивного искусства Анри Руссо, который тоже любил писать джунгли. На картине «Мир» Пыжова изобразила зверей, которые словно позируют для семейного портрета — птичка уже вылетела. Точнее, птички — белоснежные птицы парят над головами позирующих. А вот «Охота» демонстрирует крадущегося за птицей тигра, впрочем, весьма милого. В последние годы жизни Алевтина Дмитриевна практически не выходила из своей квартиры, вся ее комната была увешана картинами с тропическими сюжетами — сама художница называла их райскими.
Еще одна «львиная» работа на выставке создана Александром Белых. Здесь огромный рычащий лев отворачивается от волн, по которым от него уплывает русалка. Что между ними произошло, объясняет название работы «Не уходи, не будь жестока, мы поссорились не всерьез!..».
Кошка, которую часто называют маленьким львом или тигром, — традиционный символ уюта, домашнего очага. В русском фольклоре кот — мудрый зверь, знающий ответы на многие вопросы. В дохристианский период кот почитался как спутник языческого бога Велеса, которого позже заменил святой Власий. Есть версия, что именно ему коты обязаны своим самым распространенным именем Васька.
Художники-наивы всегда очень любили изображать котов. Героями их картин становились не только настоящие питомцы, как, допустим, у Германа Блинова, произведения которого много экспонировались и за границей, но и выдуманные, фантастические коты. Московская художница Элеонора Блинова, например, изобразила кота розового цвета, волокущего огромную золотую рыбку. Необычен и пейзаж вокруг: дорогу животному освещают одновременно и солнце, и луна.
В древнерусском искусстве и фольклоре встречаются не только реальные животные, но и сказочные: летающие змеи с двумя хоботами, птицы Сирин, Алконост, Гамаюн, загадочное существо Чудо-юдо.
Современные художники-наивы продолжают пополнять этот ряд новыми уникальными персонажами. Например, Валентин Юшкевич — не только художник, но и священник — придумал свой собственный бестиарий. Он изображает своих диковинных зверей в абсолютной гармонии с человеком и окружающим миром. На картине «Солнечная Австралия» девушка обнимает неизвестное животное, имеющее сужающееся к концу туловище. «Искать в картинах Валентина Юшкевича религиозные мотивы не стоит, — считает куратор выставки Мария Артамонова. — Герои его бестиария — это часть большого мира, который он придумал».