В Государственном Дарвиновском музее открылась выставка «Музейные раритеты господина Х», посвященная одному из самых таинственных российских коллекционеров и его богатому естественно-научному собранию.
О коллекционере Алексее Степановиче Хомякове, в отличие от его дальнего родственника и полного тезки — известного публициста, сегодня известно очень мало. Открытию экспозиции предшествовало настоящее детективное расследование. О его результатах, а также о том, кем был Алексей Хомяков, как собиралась его коллекция, mos.ru рассказала Варвара Миронова, автор выставки.
Чтобы восстановить картину его жизни, детства, учебы, взросления, деятельности, сотрудникам Дарвиновского музея пришлось собирать информацию буквально по крупицам в различных фондах и архивах, в том числе французских. Франция стала последним прибежищем коллекционера, покинувшего родину перед Октябрьской революцией 1917 года. Хомяков умер в Нормандии в 1952 году в возрасте 80 лет.
«Одна находка часто тянет за собой другую, — говорит Варвара Миронова, автор выставки. — Многие французские полнотекстовые документы оцифрованы и выложены в свободный доступ. Однажды я читала таким образом один старый номер газеты Le Figaro — искала что-то другое, не связанное с Хомяковым. И вдруг увидела сочетание букв — monsieur Khomiakov. В заметке говорилось, что некий Хомяков восстановил коллекцию предметов искусства. Судя по датам и местам, в которых он бывал, это вполне может быть он! Так что исследования продолжаются».
Известно, что Алексей Степанович родился в Москве 12 февраля 1872 года. Об этом свидетельствует запись в метрической книге Девятинской церкви, где его крестили. Его мать происходила из рода Селезневых — особняк, где она выросла, с 1957 года занимает Государственный музей А.С. Пушкина. Она умерла в 1881 году, когда сыну не было и 10 лет. В 1894-м Алексей Хомяков лишился и отца: тот погиб во время пожара в имении недалеко от Тулы. После его смерти он перестроил главный дом усадьбы, разбил сад. Он разводил кроликов, кур, гусей и уток, а еще фазанов, павлинов и даже крупных австралийских птиц эму.
Где учился Хомяков и какое получил образование, долгое время было неизвестно. Брошюрка с дарственной надписью «Дорогому моему ученику — от Николая Федоровича Золотницкого» позволяет считать, что Алексей Степанович учился в Московском Императорском лицее. Именно там была сделана на данный момент единственная фотография Хомякова. В городских архивах нашлись отчеты об успеваемости. Интересно, что у будущего всемирно известного коллекционера, интересовавшегося животным миром, по естествознанию стоит двойка. После лицея Хомяков поступил на историко-филологический факультет Московского университета, но не окончил его.
В 1896 году Хомяков купил конный завод, в котором было несколько лошадей рысистой породы. Самый известный конь по имени Бронтозавр выиграл огромное количество призов. Газетные заметки о скачках, в которых участвовали лошади Хомякова, а также их снимки сохранились до наших дней.
В 1899-м Хомяков вступил в должность председателя отделения орнитологии Императорского русского общества акклиматизации животных и растений, которое, помимо всего прочего, помогло открыть в Москве зоопарк. Будучи состоятельным человеком, он помогал обществу деньгами, покупал оборудование для зоопарка, оплачивал выпуск печатных изданий. Он учреждал собственные призы на всевозможных выставках достижений сельского хозяйства, иногда выставлял своих животных. Чучело одного из них — самки кролика ангорской породы, получившей в 1914 году большую золотую медаль, — можно увидеть на выставке.
Хомяков часто ездил за границу для покупки чучел в свою коллекцию — в каком году началось это увлечение и какой экспонат был первым, пока выяснить не удалось. Приехав в Париж накануне Октябрьской революции, он вступил в Зоологическое общество Франции. Вскоре Алексей Степанович переехал из столицы в Нормандию (департамент Кальвадос), купил ферму, где, как в России, стал разводить птиц и участвовать с ними в выставках. Чучело серого гуся тулузской породы, принадлежавшего Хомякову, представлено на выставке.
Накануне отъезда Хомяков освободил свой дом на Новинском бульваре, чтобы там смог разместиться госпиталь для раненных в битвах Первой мировой войны. Сам он к тому времени давно жил в Тульской губернии. Рядом с домом было выстроено специальное здание для коллекции чучел. Там же разместилась и библиотека, которую в основном составляли каталоги по орнитологии и энтомологии, среди которых было много редких изданий. Основатель Дарвиновского музея Александр Котс, посетивший имение Хомякова после отъезда хозяина, так описывал это здание:
«Перед вами — ряд витрин, зеркальных с металлической оправой, сплошь заполненных коллекциями всевозможных птиц; тут же шкафы с коллекциями насекомых и разрозненные чучела зверей и птиц под колпаками, рядом несколько скелетов… Спиртовые препараты рыб, цветистые узоры-вензеля из перьев птиц и крыльев бабочек, рога гигантского оленя-лося тут же разместились на полу, а несколько поодаль — редкие фолианты книг и ряд физических приборов разных назначений».
Коллекция, которую Хомяков не стал забирать с собой во Францию, оказалась в опасности. Однажды кто-то взломал замки, часть экспонатов украли. Чтобы спасти ее от дальнейшего разграбления, Александр Котс получил от комиссии Наркомпроса разрешение перевести коллекцию в свой музей.
Доподлинно известно, что в коллекции Хомякова было 4069 печатных изданий, пять чучел млекопитающих, среди которых чучело австралийского зверька кускуса (есть на выставке), 506 чучел птиц, 13 птичьих тушек. Известный натуралист и сотрудник Дарвиновского музея Петр Смолин в свое время составлял список экспонатов, перешедших в коллекцию музея из коллекции Хомякова. Сегодня список утрачен, и для подготовки выставки «Музейные раритеты господина Х» была проделана настоящая детективная работа. Что-то удалось найти по записям и упоминаниям, что-то — опознать по характерной пометке «М.Х.» (музей Хомякова).
Многие чучела из коллекции Хомякова были изготовлены известнейшим британским таксидермистом Джеймсом Роландом Вардом. Одно из них — чучело розовой чайки, получившей свое название из-за грудки розоватого оттенка. Интересный факт: розовый цвет в таксидермии невозможно сохранить надолго, он выцветает, белеет. Однако с этим чучелом, изготовленным в далеких 1880-х годах, такого не произошло. Вероятно, Вард знал какой-то секрет, до сих пор не раскрытый. Среди чучел, представленных на выставке, есть работы и еще одного известного британского таксидермиста, натуралиста королевской семьи Джеймса Гарднера.
Самая большая витрина посвящена чучелам вымерших птиц. Некоторые полностью исчезли еще несколько веков назад, поэтому изготовить новые чучела уже не представляется возможным.
Среди таких птиц маврикийский дронт, последнего представителя вида видели в 1662 году. В мире существует около 20 скелетов — единственный в России находится в Дарвиновском музее. Скелет, собранный в 1758 году, Хомяков приобрел в мастерской французского натуралиста Эмиля Дейроля. Там же коллекционер купил чучело бескрылой гагарки, которая населяла побережье восточной Канады, новой Англии, юг Гренландии, Исландии, Норвегии. Эта крупная птица, славившаяся своим вкусным мясом, была истреблена к середине XIX века. Чучело — одно из 79 в мире — Хомяков выкупил за огромные по тем временам девять тысяч рублей.
В начале ХХ века из-за вырубки лесов мир лишился еще одного вида — разноклювых гуй. В коллекции Хомякова были парные чучела, самец и самка, изготовленные в 1837 году Джеймсом Роландом Вардом.
На выставке можно увидеть изображение каролинских попугаев в натуральную величину — иллюстрацию из большеформатного альбома «Птицы Америки», выходившего по подписке с 1827 по 1938 год. Выпускал альбом американский орнитолог и художник-анималист Джон Джеймс Одюбон. Таких экземпляров, которым располагает Дарвиновский музей, сохранилось всего 119 в мире.
Алексей Хомяков оставил и огромную коллекцию насекомых, насчитывающую 14 330 единиц. Все жуки и бабочки из разных концов света хранятся именно в тех ящиках, в которые их когда-то поместил хозяин.
Он собирал и книги, посвященные им, в том числе редкое издание художника-натуралиста Сета Листера Мосли «Акварельные рисунки европейских бабочек, взятых непосредственно из природы». Планировалось, что сначала книга выйдет тиражом 13 штук. Но потом это количество сократилось до девяти. В России книгу можно увидеть только здесь.
Еще один редкий экземпляр — книга «Экзотические бабочки из трех частей света: Азии, Африки и Америки», созданная голландским торговцем тканями Питером Крамером. Бабочками он увлекся, когда начал торговать с Суринамом, Цейлоном, Голландской Ост-Индией (Индонезия). Крамер использовал только что появившуюся классификацию видов шведского естествоиспытателя Карла Линнея. Многие экзотические виды в этой книге были упомянуты впервые, а бабочки нарисованы в натуральную величину.
Про Алексея Хомякова сегодня могут рассказать не только найденные документы и его обширная коллекция, но также и дарственные надписи, оставленные его знакомыми — натуралистами, зоологами, путешественниками, многие из которых дарили ему свои книги с автографами. Среди последних — зоолог профессор Сельскохозяйственной академии имени Тимирязева и Московского университета Николай Кулагин («Зоология позвоночных»); орнитолог доктор биологических наук Владимир Артоболевский (Phylloscopus viridanus); микробиолог и физиолог растений Николай Худяков и многие другие.
Алексей Степанович был знаком с пионером кольцевания птиц в России орнитологом немецкого происхождения бароном Гаральдом Лоудоном, который, ко всему прочему, присылал Хомякову птичьи тушки. Это говорит о том, что последний, вероятно, занимался не только коллекционированием, но и изучением птиц. В архивах Лоудона в Риге сохранилось несколько писем из их переписки. В них Хомяков не только благодарит друга за подарки, но и приглашает к себе в Тульскую губернию.
Тайны Живописного моста
«Московская A Cappella». Победители 2024