Музей «Садовое кольцо» рассказывает, как пили чай в Москве XIX века, Музей космонавтики отмечает 60-летие полета Юрия Гагарина, музей-заповедник «Царицыно» обещает путешествие в средневековую Венецию, а Галерея XXI века знакомит с таким направлением искусства, как livre d’artiste.
Дата: до 28 апреля
Адрес: Большой Николопесковский переулок, дом 11
1 апреля в выставочном зале музейного медиацентра «Дом Скрябина» открылась выставка портретов композитора. Скрябин был знаком и даже дружен со многими живописцами и графиками, и некоторые из них с удовольствием изображали его. Впрочем, эти портреты лишь часть экспозиции, основу которой составляют фотографии.
Александр Скрябин родился в эпоху, когда художники-портретисты начали уступать место фотографам. Благодаря этому жизнь композитора оказалась достаточно подробно зафиксирована. Сохранилось множество его фотопортретов, с которых он предстает в разных образах: трогательный малыш, юный кадет, студент, молодой щеголь, признанный музыкант.
Даты: до 30 июня
Адрес: проспект Мира, дом 14, строение 10
Мещанская слобода — один из старейших районов, ставший в XIX веке центром традиций московского чаепития. Здесь на 1-й Мещанской улице (сейчас — проспект Мира) жили две купеческие династии, чьи представители — чаеторговец Сергей Перлов и фарфорозаводчик Матвей Кузнецов — поспособствовали популяризации заморского напитка.
Выставка, открывшаяся 5 апреля, рассказывает о том, как и какой чай пили жители слободы, как проводили время за самоваром, какие чайные пользовались их любовью. В экспозицию вошли предметы из коллекции музея.
Даты: 8 апреля — 9 мая
Адрес: улица Кременчугская, дом 22
Выставка представляет ретроспективу Валерия Корчагина, российского художника-графика, который также занимается инсталляцией и бук-артом. Работы Корчагина хранятся в собраниях многих российских музеев — Государственного Эрмитажа и Русского музея в Санкт-Петербурге, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственного музея В.В. Маяковского в Москве и других. В экспозиции в Галерее XXI века будут представлены проект «Шерсть и картофель», созданный в 2013 году на основе найденного в старом деревенском доме архиве советского животновода Ивана Скотинина, а также работы, созданные в жанре livre d’artiste с 1992 по 2020 год.
Livre d’artiste, или книга художника, — направление в искусстве, зародившееся во Франции в на рубеже XIX и XX веков. Так называется произведение искусства, в котором художник прорабатывает не только иллюстрации и содержание, но и все остальные элементы. В этом направлении работали Анри Матисс, Пабло Пикассо и другие художники, а также русские футуристы Давид Бурлюк, Алексей Крученых, Велимир Хлебников. В наши дни livre d’artiste остается одним из важных направлений современного искусства.
Даты проведения: 10–28 апреля
Адрес: улица Ильинка, дом 4
Имя скульптора и художницы Эльвиры Еропкиной хорошо знакомо искусствоведам, критикам, коллекционерам и просто любителям художественного фарфора. Окончив в 1972 году Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной, она пришла в художественную лабораторию Ломоносовского фарфорового завода. С 1974 по 1992 год она работала там художником по фарфору, занималась созданием новых скульптурных форм, эскизов для росписи предметов массового и серийного производства. Критики видели в ее работах продолжение идей художниц по фарфору 1920–1930-х годов Елены и Натальи Данько.
Последние 10 лет жизни художница провела в Израиле, где продолжала творить. Сегодня авторские образцы ее произведений хранятся в Эрмитаже, Государственном музее истории России, музее-усадьбе «Кусково». На выставке в Манеже представлены предметы из личного собрания художницы, включая подаренные ей работы ее коллег по Ломоносовскому фарфоровому заводу.
Даты: 12 апреля — 12 сентября
Адрес: проспект Мира, дом 111
Масштабная выставка, приуроченная к 60-летию полета Юрия Гагарина, представит документы и личные вещи первого космонавта, которые долгое время хранились в музеях по всей стране и в личных архивах. Одним из центральных экспонатов станет подлинный спускаемый аппарат одноместного космического корабля серии «Восток», на котором 12 апреля 1961 года был совершен первый в истории человечества космический полет.
Также среди экспонатов свидетельство о рождении Гагарина, самолетик, сделанный им в детстве; парта, за которой он сидел во время учебы в Люберецком ремесленном училище; огромный ковш для литья металла, которым будущий космонавт работал у печи. Кроме разнообразных артефактов, в экспозицию также войдут макеты и реконструкции. Зрители смогут увидеть, например, воссозданную землянку, в которой семья Гагариных жила в годы войны, и макет катапультируемого кресла космического корабля «Восток».
Даты: 14 апреля — 4 июля
Адрес: улица Вавилова, дом 57
Выставка стала продолжением фестиваля «Знакомьтесь — заповедники!», посвященного важности сохранения биоразнообразия на планете, заповедным территориям России и роли волонтерского движения в жизни заповедников и национальных парков. Арт-проект «Осколок древней Берингии», созданный художниками Марией и Александрой Суворовыми, Анной Платоновой и биологами Никитой Овсяниковым и Ириной Менюшиной, посвящен самому северному заповеднику России «Остров Врангеля». Она объединяет художественные произведения, фотографии дикой природы и естественно-научные экспонаты из фондов музея.
«Остров Врангеля» называют заповедником времени: здесь сохраняются в неприкосновенности плейстоценовые ландшафты, растения и животные — современники мамонта. Там обитает множество видов берингийской флоры и фауны, некоторые из них не встречаются больше нигде в мире.
Даты: 17 апреля — 13 июня
Адрес: Староконюшенный переулок, дом 39
Название выставки связано с перепиской поэта-символиста Вячеслава Иванова и литературоведа Михаила Гершензона. Летом 1920 года они оказались соседями по комнате в одной московской здравнице для работников науки и литературы и начали обмениваться записками. Впоследствии публикация их диалога стала одним из важных событий в истории русской художественной мысли.
Выставку, впервые представляющую фондовую коллекцию галереи «А3» и объединения «Выставочные залы Москвы», в которое она входит, тоже можно назвать диалогом. С одной стороны — чувственные работы Марины Лейзгольд, Владимира Башлыкова, Татьяны Марковой, Инны Ивановой, Хсара Гассиева, с другой — рациональные произведения Клары Голицыной, Александра Панкина, Александра Трифонова, Виктора Умнова, Николая Касаткина, Марины Кастальской, Татьяны и Сергея Костриковых. Куратор выставки — Виталий Пацюков.
Даты: 27 апреля — 29 августа
Адрес: улица Дольская, дом 1
Масштабная экспозиция, которая займет девять залов царицынского Хлебного дома, посвящена Венецианской республике XVIII века и Венецианскому карнавалу. Каждый новый зал — это новая сцена с декорациями, воссоздающими, например, дом венецианского вельможи, будуар светской дамы или кабинет богатого купца. Специальный раздел выставки позволит вообразить себе запахи Венеции того времени — здесь представлена парфюмерная экспозиция, собравшая ароматы восточных пряностей, кожи, амбры и сандала.
У выставки «Под маской Венеции» два куратора — Дарья Колпашникова из музея-заповедника «Царицыно» и Кьяра Скуарчина из Фонда городских музеев Венеции.
Даты: 28 апреля — 31 декабря
Адрес: улица Малая Грузинская, дом 15
Выставка посвящена жизни и научной деятельности советского микробиолога Зинаиды Ермольевой. Она синтезировала антибиотик крустозин из гриба вида Penicillium crustosum в 1942 году, примерно в то же время, когда открытый британский бактериологом Александром Флемингом пенициллин начали применять в мире. Открытие ученой помогло спасти сотни тысяч советских солдат. Мадам Пенициллин — так Ермольеву называли зарубежные коллеги.
Экспозиция познакомит с основными вехами биографии ученой, представит ее самые важные научные достижения. Среди экспонатов предметы из лаборатории микробиолога — образцы материалов и оборудования.
Планируя культурный поход, не забывайте о санитарных правилах, которых помогают предотвратить распространение COVID-19. Посетители должны быть в масках, перчатках, соблюдать социальную дистанцию. Одновременно в залах могут находиться не более 50 человек, поэтому столичные учреждения культуры продают билеты по сеансам.