24 апреля во всем мире отмечают Международный день ветеринарного врача. Для Москвы это важный праздник: в городе открыто 26 государственных ветклиник, в которых работают более тысячи врачей.
«Сфера деятельности ветеринарных специалистов многогранна: они проводят профилактические вакцинации и мероприятия, направленные на выявление и недопущение распространения болезней, лечат домашних и сельскохозяйственных животных. На рынках и ярмарках города ветсанэксперты проверяют безопасность продуктов питания. Это огромный ежедневный труд людей, которые обеспечивают ветеринарно-санитарное благополучие столицы», — подчеркнул председатель Комитета ветеринарии города Москвы Алексей Сауткин.
Сегодня ветеринарные врачи лечат животных как людей. Хотя их пациенты не могут объяснить, что у них болит, ветеринарам удается найти с ними общий язык. О том, что делать с парализованной собакой, почему у обезьяны идет кровь из носа и чем помочь неподвижному питону, — в материале mos.ru.
Ярослав Никифоров, врач-терапевт станции по борьбе с болезнями животных ВАО, с детства болел приключениями, например хотел стать военным врачом. Не сложилось — подвело здоровье. Тогда молодой человек пошел учиться в Московскую государственную академию ветеринарной медицины и биотехнологии имени К.И. Скрябина, затем получил второе образование в Вологодской государственной молочнохозяйственной академии имени Н.В. Верещагина. «Мне было важно действовать, принимать быстрые решения, работать руками, а не сидеть с бумагами. К тому же мои родители всегда держали дома животных. У них до сих пор живут три кота, самому старшему 19 лет», — рассказывает Ярослав Никифоров.
В профессии он восемь лет, занимается общей хирургией и терапией. По словам доктора, за последние 20 лет ветеринарная медицина прогрессировала и приблизилась к человеческой. У животного сначала берут кровь, делают рентген, УЗИ, МРТ или КТ и только после этого назначают терапию.
«Врач должен относиться к животному как к равному. Собаке важно познакомиться с врачом. Ни в коем случае нельзя бояться: у страха есть запах, и питомец его чувствует. Кошки самостоятельны и на приеме непредсказуемы. С ними нужно работать уверенно, но с осторожностью. Но чем больше опыта, тем меньше царапин», — говорит Ярослав Никифоров.
Ветеринар вспоминает: однажды к нему на консультацию принесли дикого аргентинского кота, привезенного из джунглей. Животное признавало только хозяев, которые его приручили. Оказавшись в кабинете врача, кот начал шипеть и кидаться на персонал. «Он был довольно крупный, весил около семи килограммов. При дальнейшем осмотре животное показало свои лидерские способности. Справились, накинув на него рабочую куртку, чтобы не расцарапал и дезориентировался, затем взяли одной рукой за шею, другой — за передние лапы, а задние лапы держал ассистент. По-другому справиться не получалось», — говорит ветеринар.
Доктор считает, что работа выполнена, когда удалось поставить диагноз, верный на 99 процентов, и выбран правильный курс лечения. Ярослав рассказал о случае, когда он диагностировал у собаки онкологическое заболевание.
«В таких случаях назначают химиотерапию. Но к сожалению, химия убивает не только опухоль. Я предложил хозяину сокращенный вариант из девяти сеансов, хотя нужно было больше. С тех пор прошел год, собака все еще жива. На пару лет мы точно продлили ей жизнь», — отмечает врач.
Сам он долго не решался завести домашних животных: до глубокой ночи в клинике, нет времени ухаживать за питомцами. «Либо ты общаешься с животными дома, либо на работе. Совмещать не получается», — рассуждает Ярослав Никифоров. В итоге приобрел двух змей — полоза и нигриту, их достаточно кормить раз в неделю.
Впрочем, недавно у Ярослава появился британский кот — он спас его от недобросовестных хозяев. По словам ветеринара, он оказался идеальным котом: ест по режиму два раза в день, спит и терпеливо ждет хозяина.
Хирург государственной ветеринарной клиники ВАО Антон Костин с детства знал, что станет ветеринаром.
«Мой прадед работал ветеринаром в области сельского хозяйства, и родители всегда говорили, что во мне эта профессия заложена генетически. Летом у бабушки в деревне я предпочитал общаться с козами и курами, пытался лечить котят. К тому же в Москве мы жили напротив Академии имени Скрябина, так что моя судьба была предопределена», — говорит Антон Костин.
Окончив академию в 2008 году, он устроился в государственную ветклинику санитаром — мыл полы и стены и потихоньку помогал докторам. По его словам, неправильно сразу со студенческой скамьи приступать к врачебной практике: нужно сначала набраться опыта у профессионалов. «В процессе я понял, что далеко не всегда приходится действовать по учебникам. В частности, мне повезло изучать строение головного мозга и брюшной полости животных на первом томографе, который появился в российской ветеринарии», — объясняет доктор.
Сейчас Антон Костин — специалист по нейрохирургии, проводит операции на головном мозге, удаляет межпозвоночные грыжи и опухоли. С его точки зрения, очень важно грамотно подготовить пациента к операции, определиться с видом анестезии. «Раньше ветеринары просто вводили препарат внутримышечно. Сейчас пришли к тому, что у животных, как и у людей, может возникнуть аллергия на лекарство. Кроме того, кому-то хватит одного миллилитра, кому-то требуется 10. Поэтому сначала вычисляем дозу наркоза по весу животного, затем делаем пробную анестезию, чтобы проверить реакцию», — рассказывает наш собеседник.
Ежедневно Антон Костин принимает по 25–30 пациентов. «Бывает, как начал оперировать с утра, так до ночи и вкалываю без остановки», — говорит он.
Недавно врачу принесли полностью парализованную собаку, у нее обнаружилась спинальная грыжа. «Она была сложно расположена. К тому же грыжа оказалась довольно крупной, на операцию ушло четыре часа. Через восемь часов собака впервые за долгое время встала и самостоятельно дошла до миски. Неровно, шатаясь, но все же сама. А через три дня она уже бегала», — рассказывает хирург.
Случалось Антону Костину принимать и экзотических пациентов. Однажды пришли владельцы домашнего полутораметрового крокодила, который отказывался от еды. Сделали рентген — выяснилось, что он наглотался камней в террариуме. Правильно подобранное лечение помогло обойтись без операции. В другой раз на прием привели двухлетнюю мартышку, у нее шла кровь из носа. Выяснилось, что у обезьянки менялись зубы — молочные еще не выпали, а коренные уже резались, это и вызвало воспаление. Хирургу пришлось удалить молочные зубы.
«Я также занимаюсь стоматологией. Как-то принимал крупного алабая, который во время драки вывернул клык. Поставил пластину, на которой закрепил клык, имплант прижился, и зуб удалось спасти. Вообще я стараюсь использовать любой шанс, борюсь за каждого пациента до последнего», — отмечает Антон Костин.
Ведущий ветеринарный врач станции по борьбе с болезнями животных ВАО Вера Земская начинала как ветеринарный врач — ветсанэксперт: тестировала продукты, потом занималась лечением сельскохозяйственных животных. Девять лет назад она решила сменить направление деятельности и заняться лечением домашних питомцев. «Для меня это движение вверх, развитие, разнообразие», — говорит Вера Земская.
Врач принимает пациентов с разными диагнозами. Часто встречаются «сезонные случаи». Весной часто приводят больных пироплазмозом (заболевание, возникающее после укуса клеща). «Только сегодня за четыре часа диагностировала пироплазмоз у пяти собак. Это серьезное заболевание, поэтому срочно применяются специальные препараты и проводится комплексное лечение», — отмечает доктор.
Зимой — другие заболевания. В новогодние каникулы, к примеру, Вера Земская обследовала кота, который страдал от рвоты, — оказалось, он проглотил моток мишуры. Пришлось оперировать.
По словам Веры Земской, к ней нередко обращаются отчаявшиеся хозяева, прошедшие не одну клинику. «Однажды принесли кота с заболеванием крови, требовалось переливание. Для этого необходима кровь, совместимая с кровью пациента. Среди пациентов клиники подобрали подходящую кровь, сделали котику переливание, спасли. А донор в благодарность получил баночку вкусной еды», — рассказывает Вера.
Доктор находит персональный подход к каждому больному. Был случай: к Вере обратился хозяин суриката со сложной судьбой — зверька забрали у хозяев, которые издевались над ним, от стресса у него вылезала шерсть и пропал аппетит. Вера Земская назначила пациенту сбалансированное питание и комплекс витаминов, порекомендовала периодически накрывать его пледом, чтобы наладить биоритмы. Как-то пришли с красноухой черепахой, купленной в Анапе. Рептилия привыкла к солнцу и зачахла в московском климате — врач прописала сеансы прогревания под ультрафиолетовой лампой. А недавно на прием записали питона, который не мог двигаться. «Оказалось, проглотил подстилку, на которой спал. Сделали операцию, теперь питон жив-здоров», — говорит наша собеседница.
Вера Земская считает, что, спасая животных, она помогает людям. «Не важно, проверяю ли я помидоры и мясо или лечу собак и кошек. В итоге люди получают качественные продукты и здоровых животных. Как говорил академик Павлов, врач лечит человека, а ветеринар — человечество», — отмечает она.
В Москве работает 26 государственных ветеринарных клиник. Для консультации и оказания услуг можно предварительно записаться на прием к ветеринару онлайн на mos.ru, в приложении «Госуслуги Москвы» или по телефону: +7 (495) 612-04-25.