Инна Чурикова снялась более чем в 60 фильмах, она – одна из ведущих актрис театра «Ленком». Работала с режиссерами Петром Тодоровским, Владимиром Меньшовым, Марком Захаровым и другими. Чурикова – главная муза своего супруга Глеба Панфилова, фильмы которого становятся лауреатами самых престижных премий.
Желание быть актрисой у Инны Чуриковой появилось в школьном лагере, где она сыграла небольшую роль в детской постановке. В девятом классе стала ходить в молодежную студию при Московском драматическом театре имени К.С. Станиславского. Кажется, судьба была предрешена: после школы она решила поступать в Щукинское училище. Однако на первом же прослушивании с треском провалилась. Экзаменаторы, глядя ей прямо в глаза, сказали, что она, конечно, талантлива, но для актрисы у нее не та внешность. Мол, была бы девушка чуть милее, с правильными чертами лица – тогда да, шанс бы был, причем немалый.
Чурикова расстроилась, но решила попробовать поступить в Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина. Один из членов приемной комиссии – актер и режиссер Вениамин Цыганков – подумал, что в девушке что-то есть, и пригласил ее к себе на курс. Училище она окончила с красным дипломом в 1965 году. Ее первая официальная работа – в Московском ТЮЗе.
Кинокарьеру Инна Чурикова начала еще будучи студенткой. Эпизодические роли она исполнила в фильмах «Тучи над Борском», «Я шагаю по Москве».
Но известность пришла к ней в 1964 году после роли капризной и избалованной Марфуши в сказке «Морозко» режиссера Александра Роу. На эту роль также претендовала Тамара Носова, к тому времени уже достаточно известная актриса. На пробах им обеим выдали орехи, которые нужно было разгрызть. Роу хотел посмотреть, кто убедительнее справится с этой задачей.
Снимали фильм на Кольском полуострове. По сюжету Марфуша с аппетитом ест яблоки, но на самом деле яблок найти не удалось, и в корзинке актрисы оказался обычный репчатый лук. Сцену сняли не с первого раза, и поэтому ей пришлось съесть несколько головок, не проронив ни слезинки.
Когда она увидела «Морозко» на экране, то разрыдалась: Марфуша, по мнению актрисы, – некрасивая, невыразительная девушка. Чурикова даже задумалась о том, чтобы оставить кинокарьеру. Но именно эта роль сделала ее всенародной любимицей, причем не только в нашей стране – сказку очень полюбили в Чехии. Посол Ярослав Башта за эту роль вручил актрисе престижную национальную награду – серебряную медаль Томаша Гаррига Масарика.
Режиссер Георгий Данелия предложил Инне Чуриковой роль Розочки Любашкиной в своей комедийной картине «Тридцать три» – к слову, последней, снятой им на черно-белую пленку. Актерский состав был потрясающий: Евгений Леонов, Нонна Мордюкова, Любовь Соколова и другие.
Однако перед съемками актриса снова столкнулась с тем, о чем с самого начала своей карьеры пыталась забыть. Сценарист «Тридцати трех» сказал, что исполнительница роли Розочки должна быть похожа на красивейших мировых знаменитостей, вроде Мэрилин Монро или Брижит Бардо. Тогда Данелия попросил актрису зайти в комнату еще раз, но только так, как это сделала бы кинодива из Голливуда… Чурикова не растерялась. Она вышла, накрасила губы, накинула на плечи шарфик, снова зашла, бросила сценарий на стол, сказав, что подумает, и ушла. Сценарист был покорен.
Со своим будущим мужем – режиссером Глебом Панфиловым – Инна Чурикова познакомилась спустя два года. За это время она успела сняться в фильмах «Старшая сестра» Георгия Натансона и «Неуловимые мстители» Эдмонда Кеосаяна.
В 1967 году Панфилов только начинал свою карьеру. Он как раз искал актрису на главную роль в своей первой полнометражной картине «В огне брода нет», когда увидел Инну Чурикову по телевизору. И решил, что художницу, санитарку Гражданской войны Таню Теткину должна сыграть именно она.
Фильм вышел на экраны. Критики издевательски писали: «Кто это – парень или девушка?». Но игрой Чуриковой восхищалась вся съемочная группа (в особенности – режиссер).
Панфилов влюбился. А свою первую встречу с ней он вспоминал так: «Меня поразили ее глаза…»
Актрисе тоже сразу понравился режиссер, но их роман начался чуть позже, на съемках следующей совместной картины «Начало». Сценарий писался специально под Инну Чурикову, он отчасти автобиографичен: простая скромная девушка Паша Строганова пытается стать актрисой – сняться в большом кино и исполнить роль Жанны д’Арк.
Личные отношения режиссера и актрисы не помешали работе, скорее, наоборот. Панфилов и Чурикова получили призы на Венецианском кинофестивале, а журнал «Советский экран» назвал ее лучшей актрисой года.
Однако без критики тоже не обошлось. Многие зрители, писавшие письма на телевидение, были недовольны: с такой неказистой внешностью – и на главную роль?!
В течение следующих пяти лет Инна Чурикова почти не снимается. Этот период дался ей очень тяжело, но именно в те годы она познакомилась с режиссером Марком Захаровым, который предложил ей роль Неле в спектакле «Тиль». Так Инна Чурикова оказалась в «Ленкоме». Со временем она стала ведущей актрисой этого театра. Сыграла в таких спектаклях как «Иванов», «Чайка», «Гамлет» и многих других.
В 1975 году на экраны выходит фильм Глеба Панфилова «Прошу слова». Председатель горисполкома Елизавета Уварова в чем-то похожа на саму актрису – прежде всего самоотверженностью по отношению к работе. Эта роль особенно важна для нее: она первая после пятилетнего перерыва в кинокарьере.
Картина получила приз на фестивале в Карловых Варах и почетный диплом на МКФ цветного кино в Барселоне.
В 1979 году Марк Захаров, который часто работал с Чуриковой в театре, решил поработать с ней и на съемочной площадке и пригласил ее на роль покинутой супруги главного героя в фильме «Тот самый Мюнхгаузен».
Съемки в основном проходили в Германии, Инна Чурикова появлялась там наездами. Она подружилась с остальными артистами. Ее партнерами были Олег Янковский, Елена Коренева, Александр Абдулов, Леонид Броневой. Леонид Ярмольник сыграл ее сына Феофила. На его кандидатуре настояла сама актриса, однако во время работы была с ним очень строга. Если по сценарию нужно было дать ему пощечину, то Чурикова совершенно его не щадила – наоборот, с каждым дублем пощечины становились все сильнее. «Чтобы было убедительнее», – говорила она.
Роль Веры Николаевны в фильме Петра Тодоровского «Военно-полевой роман» принесла Инне Чуриковой очередную награду – на этот раз на 34-м Берлинском кинофестивале. А годом ранее ей вручили Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых за главную роль в картине «Васса» Глеба Панфилова.
О съемках «Военно-полевого романа» Инна Чурикова вспоминает с нежностью. Ей нравилось работать с Тодоровским – он позволял актерам импровизировать, предлагать что-то свое. Фильм был номинирован на «Оскар».
В 1990 году она снялась в трагикомедии Вячеслава Криштофовича «Ребро Адама». Героиня Инны Чуриковой – экскурсовод Нина Елизаровна – ухаживает за больной матерью и не всегда находит общий язык со взрослыми дочерями. По словам самой актрисы, ей была интересна ее героиня, то, как она справляется с трудностями.
После этой роли к многочисленным наградам Чуриковой прибавилось еще три – «Ника», «Серебряный Пегас» и приз кинопрессы.
Роль искусствоведа Хлои писалась специально для Инны Чуриковой. Режиссер Александр Галин очень хорошо ее знал и настаивал, чтобы она сыграла в его картине. Снимали фильм в Венеции. Актриса не могла бросить работу в театре и поэтому в Италию летала в перерывах между спектаклями.
До «Плаща Казановы» она не знала ни слова по-итальянски, но за время, пока велись съемки, выучила язык довольно хорошо. Актер Лука Барбарески, который сыграл возлюбленного ее героини, говорил, что Чурикова – одна из самых талантливых актрис, которых он встречал.
Коллекция наград Инны Михайловны после этого фильма пополнилась еще одной «Никой» и призом «Кинотавра».
«С каждым годом я играю в этом фильме все лучше и лучше», – так Инна Чурикова говорит о своей работе в комедии Владимира Меньшова «Ширли-мырли». Поначалу она жалела, что вообще согласилась на роль тети-мамы Прасковьи Кроликовой, но на премьере фильма смеялась вместе с остальным зрительским залом. Эта работа стала одной из самых ярких в ее кинокарьере.
Сегодня Инна Чурикова выходит только на театральную сцену. Она по-прежнему играет в «Ленкоме». Сейчас – в двух спектаклях: «Аквитанская львица» и «Ложь во спасение».