Художник — возрастная профессия, карьера в искусстве делается не быстро. Стать известным в 30 лет — удача. Героям этого материала еще нет 40, а они уже участвуют в международных биеннале современного искусства наряду с именитыми художниками, арт-критики давно знают их имена и следят за их выставками, а музеи охотно пополняют свои коллекции их работами.
Знакомимся с Марией Агуреевой, Евгением Антуфьевым, Кириллом Гаршиным и Дарьей Иринчеевой и их видео, картинами и объектами из коллекции Московского музея современного искусства.
Это самый молодой автор, работы которого находятся в коллекции Московского музея современного искусства. Кирилл Гаршин родился в 1990 году в Воронеже. В 2010 году он окончил Воронежское художественное училище и профессионально занялся живописью. Он часто использует в творчестве смежные медиа (кино, фотография, живопись). Многие картины Гаршина автобиографичны.
Его имя связано с новой волной интереса художников к живописи, который в последние два десятилетия характеризует искусство стран бывшего Восточного блока. Моментальные снимки, сделанные в конце XX века, Гаршин переводит на экспрессивный язык своей живописи, провоцируя у зрителей ностальгию и напоминая, что призрачной аурой обладают не только произведения искусства, но и технологии, с помощью которых они созданы.
Серия картин «Праздные дни» создана по мотивам фотографий, сделанных на семейных торжествах. Взрослые и дети, члены семьи и друзья запечатлены в различных уголках типовой квартиры вместе с характерными предметами быта 1990-х: меблированной стенкой и аудиомагнитофоном, пестрым ковром и пузатым телевизором. Трагикомическая нарочитость и угловатость героев этих групповых портретов передает знакомое многим ощущение неловкости, которое возникает в процессе обязательного ритуала фиксации ускользающего момента единения.
Искажения в изображении лиц присутствуют у персонажей, которые уже не играют той роли в жизни художника, которую играли раньше. Стирается память о людях — стираются лица на картине. Деформации и потертости будто разрывают гладкость красочной поверхности и наглядно демонстрируют работу неизбежных спутников ментального путешествия во времени — забвения и творческого воображения.
Художница из Санкт-Петербурга Дарья Иринчеева также почти во всех своих произведениях обращается к собственным воспоминаниям. Иринчеева с отличием окончила Нью-Йоркскую школу изобразительных искусств и получила степень магистра в Колумбийском университете. На ее счету множество групповых и персональных выставок в России, Италии, США и Австрии. Дарья работает с различными материалами и техниками, объединяя скульптуру, фотографию, живопись и перформанс.
Долгосрочный проект «Пустое знание», состоящий из нескольких серий, посвящен книгам, окружавшим художницу в детстве. С помощью холста и красок она создала картины-объекты, имитирующие обложки и корешки советских изданий из домашней библиотеки: от советского учебника по органической химии до сборника сказок. Некогда служившие источником знаний и актуальных научных исследований, сегодня многие из них безнадежно устарели. Намеренно опуская отдельные элементы графического оформления, Иринчеева одновременно указывает на бесполезность этой информации для современного человека, быстротечность и неумолимость времени.
Мария Агуреева родилась в 1985 году. В ее активе два образования: Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна и Институт проблем современного искусства (Москва). Одно из последних достижений — победа в конкурсе на соискание гранта Ruinart Art Patronat (2019).
Агуреева работает со скульптурой, создает инсталляции, видео-арт и занимается перформансом. Одна из главных тем, интересующих художницу, — исследование телесности, напряжения между общественными представлениями о норме и личным самоопределением, поиск своего «я» в мире шаблонных представлений о привлекательности.
Одна из видеоработ Агуреевой, хранящихся в коллекции Музея современного искусства, — «Пространственные отношения в анатомической терминологии». Это фиксация перформанса, который художница провела в одной из галерей в 2015 году. Перед зрителями предстала сама художница, одетая лишь в белье. Присутствующим предлагалось посмотреть и сказать, что, по их мнению, не так с ее лицом и телом. Кто-то предлагал подкачать пресс или поработать над бицепсами, кто-то — исправить форму носа, а художница молча слушала все высказывания.
Работа обнажает механизмы репрезентации и контроля, которые скрываются за притягательностью глянцевого мира. Агуреева выстраивает пространство между неволей и свободой, протестом и компромиссом. Лейтмотивом становится человеческая фигура и властные отношения, которые она способна генерировать. Тело отдельного индивидуума, женское тело, тело художника выступает как объект для комментирования с точки зрения стандартов, сформированных масс-медиа.
Евгений Антуфьев родился в 1986 году. Он выпускник Института проблем современного искусства, участник специальной программы VI Московской биеннале современного искусства (2014), основного проекта европейской биеннале современного искусства «Манифеста-11» (2016) и победитель в номинации «Молодой художник. Проект года» премии Кандинского (2009). В своем творчестве Антуфьев обращается к теме истории и культуры — он соединяет эстетику археологических и палеонтологических находок с сакральной образностью языческого мира.
В коллекции Музея современного искусства хранится его скульптура «Бабочка». Она принадлежит к серии «Хрупкие вещи», посвященной Владимиру Набокову и его увлечению энтомологией. Этот факт биографии известного русского писателя интересует Антуфьева как пример особого коллекционирования, предмет которого — мертвая красота. Бронзовая бабочка, выполненная по восковой модели, хранит на себе рукотворные следы лепки — отпечатки пальцев художника. В этом и других подобных образах автор развивает темы хрупкости бытия и личной истории, смерти и увековечивания памяти через создание архива, коллекции или музея.