Выставка «Изнутри», расположившаяся в двух небольших залах Московского музея современного искусства (ММОМА) на Петровке, посвящена видео-арту художницы Александры Митлянской. Она начала заниматься этим видом искусства в 2000-х годах.
Как говорит куратор, старший научный сотрудник отдела фондов Московского музея современного искусства Нина Лаврищева, Александра Митлянская занимается практически только видео-артом очень высокого качества с художественной и технической точки зрения. Выставка — тандем куратора и художницы, где обе отчасти исполняют творческую роль, а куратор реализует свою идею, выбирая говорить о теме внутреннего и внешнего. Логика экспозиции заложена в самом названии «Изнутри» — это такой взгляд или переход от внутреннего к внешнему, от серии «Когда я дома одна», полностью собранной художницей, до работ совершенно другого характера и настроения, сформированных уже куратором.
Александра Митлянская начинала художественную карьеру с книжной графики, продолжила работу со станковой и фигуративной живописью, перешла к реди-мейд-объектам, затем к беспредметной живописи, после к фотографии и видео-арту. Видео-арт, по сути, вместил в себя все предыдущее. В серии «Когда я дома одна» это показано очень наглядно: создается определенная сюжетная линия, выстраивается светотеневая и общая композиция, наделенная всеми качествами живописи, цветом, на который хочется обратить особое внимание. Вместе с тем художница отмечает, что сама не уверена в том, пользуется ли какими-то специальными приемами, — просто снимает так, чтобы добиться максимальной выразительности, стремясь к простоте, ясности и лаконичности.
Внутренний мир художника, по словам куратора, — это достаточно глубокое, интимное соприкосновение с болезненными точками: где-то с памятью о матери, где-то с личной историей, семейной и так далее. Александра Митлянская демонстрирует, насколько готова пустить окружающих в этот внутренний мир.
Второй зал и тот самый переход вовне — мир открытый, но показанный через призму оптики самой Александры Митлянской. Это открытое пространство, в котором зритель чувствует движения ветра и солнца, видит рябь на воде — почти болотце, погружается в прожитые похожие моменты. В этой траектории рождается некое противопоставление, но в то же время складывается очень цельное ощущение близости и взаимовлияния двух миров — внешнего и внутреннего.
«В одном случае (серия “Когда я дома одна”) я представляю, воображаю, вспоминаю некую ситуацию и стремлюсь максимально точно воссоздать то, что себе навоображала, а если сказать еще точнее — увидела внутри себя. Как я понимаю, именно этот смысл и вносит Нина Лаврищева в определение “внутреннее”. Подобные сюжеты делаются не сразу, иногда они требуют очень длительной подготовки, поиска деталей, работы с освещением, сложного монтажа.
Что касается видео с пейзажами — это фиксация того, что я увидела неожиданно, случайно, незапланированно. Мы же постоянно смотрим вокруг себя, а видим крайне редко. Для меня “смотреть” и “видеть” — похожие слова, но в то же время очень разные. Увидеть — значит посмотреть и удивиться, остановиться в изумлении. Без этого состояния удивления никогда не снимаю, а приходит оно нечасто. Причем необязательно увидеть что-то необычное: увидеть можно что-то вполне обыденное и привычное, но по-новому. Поэтому в каком-то смысле это внешнее становится и внутренним, поскольку я переживаю его точно так же, как и то, что сама режиссирую. Снимаю ли я что-то на своей ладони или на расстоянии протянутой руки, управляя происходящим, снимаю ли что-то далекое, стремящееся к линии горизонта, — это все я» — так определяет эти два визуально различных состояния сама Александра Митлянская.
Среди множества предметов с комода — маленьких механических игрушек, миниатюрных домиков, сувениров, которые Александра Митлянская определенно очень любит, — есть вещь, наполненная особым смыслом. На одном из видео — клатч мамы художницы, который открывается, и внутри лежат ключи с брелоком с надписью «Мама». Cнято это было уже тогда, когда мамы не стало. Это единственная настолько выразительная композиция с ностальгической коннотацией, что она задает определенный тон, и зритель понимает: в этой серии отсняты предметы, которые по-настоящему имеют личное значение для художницы. «Это не придумано, не сделано специально, это не художественная поза, а очень глубокий, интимный момент соприкосновения с тем, что действительно невероятно трогает Александру Митлянскую», — подчеркивает Нина Лаврищева.
«Конечно же, память — не просто какие-то вещицы, это и запахи, и звуки, и еда, тактильные ощущения и многое другое, — продолжает Александра Митлянская. — Предметы из видеосюжетов не подбирались специально, они в течение многих лет сами собой собрались на комоде: какие-то из детства, что-то куплено на блошиных рынках, что-то досталось по наследству, что-то подарили. И в какой-то момент мне захотелось все это оживить. Было понятно, что предстоит огромная работа, это займет много времени, что нужно, чтобы никто в комнату с комодом не заходил целыми днями, и я откладывала эту затею. Но случился ковид, и время изоляции прошло незаметно, так как мне было чем заняться. Дальше пришла идея продолжить эту работу и сделать сюжеты с двумя-тремя персонажами. Проект “Когда я дома одна” не только про память, а еще и про то, что окружающие нас вещи, стоит отвернуться, начинают жить своей жизнью. Это, наверное, в большей степени ощущение, свойственное детям, но меня оно до сих пор не покинуло. Причем то, что в детстве могло происходить в воображении, не всегда было милым и чудесным, оно могло быть страшным и ужасным. Помните страшные истории про черную перчатку, желтые качели и женский портрет в новой квартире?»
Об этой тайной жизни вещей у художницы немало сюжетов, и появились они еще в студенческое время. Она, по ее словам, много лет прожила в семье, где было много мелкой пластики прекрасных скульпторов, таких как Исидор Фрих-Хар, Александр Матвеев, Алексей Сотников. Ею были заполнены все свободные поверхности в доме. И вот, отмечает Александра Митлянская, она стала замечать: фрих-харовские мальчики вчера стояли у сотниковской чайки, а сегодня беседуют с матвеевскими женщинами в купальниках. Возможно, кто-то переставлял их, стирая пыль, или чтобы добавить нового соседа, или просто так, без видимой причины.
«И тогда я сделала несколько небольших живописных работ: формально — натюрмортов, но фактически это были сценки из жизни этих персонажей, многие из которых в дальнейшем перекочевали в большой фотовидеопроект “Красота для всех”, сделанный вместе с художником Валерием Орловым. Когда я начала заниматься видео, еще в начале 2000-х, то делала видео с ожившими игрушками — Дюймовочкой, клоуном, Бемби», — говорит Александра Митлянская.
Художница добавила, что проект «Когда я дома одна» — открытый, поскольку у нее недавно появился новый персонаж, и, если удастся его починить и привести в движение, он присоединится к остальной компании.
На выставке обязательно стоит обратить внимание на звук из видео, которое демонстрируется на центральной плазме во «внутреннем» зале. Звуки и музыку создал Paolo Ricci специально для этой работы.
Выставка «Изнутри» открыта до 24 августа. Приобрести билеты на нее можно с помощью сервиса «Мосбилет».