В Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени открылась «Крошечная выставка». На ней представлены предметы миниатюрного искусства из фондов учреждения и частного собрания Татьяны и Сергея Подстаницких. Посетить экспозицию можно с 7 июля по 28 сентября.
В камерном зале разместили более 160 экспонатов: живописные миниатюры, микромозаики, камеи, вышивки бисером, кукольный фарфор, резная кость, дамские аксессуары, инструменты для рукоделия, стекло. Специально спроектированные инсталляции позволяют «заглянуть в замочную скважину» и рассмотреть предметы, помещенные в мини-боксы.
Произведения мастеров-миниатюристов дополняют малоформатные графические и живописные работы художников Василия Поленова, Ивана Айвазовского, Рудольфа Жуковского, Петра Соколова, Владимира Гау, Фридриха Кюнеля и других мастеров.
Особое место в экспозиции занимает один из самых любимых предметов основателя музея, известного коллекционера Феликса Вишневского — двухслойный стеклянный стакан с шлифованными гранями. Между его стенками расположен миниатюрный пейзаж на тему псовой охоты, выполненный из бумаги, соломы и мха. Это один из немногих дошедших до нас предметов, созданный на знаменитом Николо-Бахметевском хрустальном заводе крепостным мастером Александром Вершининым. Секрет производства таких стаканов остается загадкой.
Игра со светом и тенью: в музее-заповеднике «Царицыно» пройдет выставка, посвященная стеклоделию
Создание миниатюрного произведения искусства требует высочайшего мастерства, виртуозного владения художественной техникой и особого взгляда на предмет. Яркий пример такого сочетания навыков и таланта — микромозаика, моду на которую ввел Павел I. На выставке представлен образец этого вида искусства — миниатюра с изображением петуха, которую создал художник-мозаичист Егор (Георг) Веклер. Он возглавлял мастерскую, занимавшуюся отделкой Исаакиевского собора, и работал на императорскую семью. В Государственном Эрмитаже хранится аналогичная мозаика его авторства с изображением петуха.
Большую популярность в конце XVIII века приобретают предметы, украшенные в технике эгломизе. Это метод декорирования стекла и зеркал с помощью вставок из металлической фольги. Он получил свое название от фамилии французского рисовальщика, гравера, антиквара и мастера по изготовлению зеркальных рам Жан-Батиста Гломи. Используя эту технологию, декорировали мебель и различные предметы домашнего обихода. Однако чаще всего мастерам поступали заказы на медальоны с портретными изображениями в виде силуэта.
Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени впервые покажет произведения искусства, для отделки которых применялась техника эгломизе, а также рисованные камеи Ивана Пескорского, русского мастера миниатюры и гравюры, жившего в Париже.
Признание в любви из кусочков дерева: четыре экспоната выставки в Кускове
С течением времени стали популярны роскошные бытовые предметы. Так, в XVIII — начале XIX века детские принадлежности были уменьшенными копиями привычных вещей. Некоторые игрушки считались настоящими произведениями искусства и стоили целое состояние. Так, посетители увидят миниатюрный сервиз кукольной фарфоровой посуды, изготовленный предприятием «Товарищество производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М.С. Кузнецова».
Особое место в экспозиции занимают вещи, вышитые бисером: детали дамских туалетов, кошельки, сумочки, записные книжки. В период, именуемый золотым веком русского бисера, этот материал использовался для предметов интерьера дворцовых залов. Украшенные декоративными бусинами картины, ризы на иконах, шкатулки, переплеты книг, сонетки и другие предметы приобретали состоятельные горожане для своих домов.
В экспозиции также представлены и другие виды миниатюрного искусства — резьба на кости, камеи, а также крошечные инструменты для рукоделия.
Музейно-храмовый комплекс Военных сил России
«Московская A Cappella». Победители 2024