Сегодня в рубрике «История вещей» две работы советского художника Петра Сапунова, посвященные Остоженке и ее окрестностям. На них московский район, запечатленный в 1934 году, предстает совершенно по-разному.
Остоженка — улица с долгой историей. В старину она была частью пути, соединявшего стольный Киев с Владимиром, Суздалем и Ростовом Великим. Проходившая через Москву дорога бродом пересекала Москву-реку там, где сейчас стоит Крымский мост. Местность вдоль дороги была занята лугами, простиравшимися до Воробьевых гор. Каждое лето здесь выстраивались стога — сено с лугов предназначалось для конюшен великокняжеского двора. От этих стогов улица сначала получила название Остожье, в XVI–XVII веках ее уже знали как Стоженку, а с XIX века вошло в обиход современное название — Остоженка.
Работа Сапунова «Старая Москва» показывает уходящую натуру, которую спешили зафиксировать художники того времени: маленькие домики, конные повозки. Сразу и не скажешь, какой это век — XIX или ХХ. Это не Остоженка, но ее окрестности — 2-й Зачатьевский переулок.
В 1935 году улица временно сменила название. В связи с прокладкой первой очереди Московского метрополитена ее переименовали в Метростроевскую. Так ее называли до 1986 года.
15 мая 1935 года для пассажиров открылся Московский метрополитен. Точнее, только первый участок. В него входило 13 станций: «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Красные Ворота», «Кировская» (теперь — «Чистые пруды»), «Дзержинская» (теперь — «Лубянка»), «Охотный Ряд», «Библиотека имени Ленина», «Дворец Советов» (теперь — «Кропоткинская»), «Парк культуры», «Улица Коминтерна» (теперь — «Александровский сад»), «Арбатская» и «Смоленская».
Историческое событие — строительство метро — привлекало многих художников, в том числе и Петра Сапунова. Герои картины «На дне котлована» — молодые метростроевцы, запечатленные в разгар работы в районе Остоженки. Совсем скоро здесь появится станция «Дворец Советов», а пока возвышаются строительные леса.
Петр Сапунов (1898–1945) писал жанровые картины и пейзажи в реалистической, консервативной манере. Самая известная его работа «Комсомольцы в доме отдыха» (1931) была тиражирована на открытках. Эту пасторальную сцену сегодня помнят, наверное, лишь страстные коллекционеры советских открытых писем: атлетически сложенные комсомольцы и комсомолки с газетами, гитарами и полотенцами возлежат на шезлонгах и залитой солнцем траве.
Сапунов состоял в двух художественных объединениях — Объединении московских художников (ОМХ) и Ассоциации художников революционной России (АХР). Первое было образовано в 1928 году. После распада ОМХ большинство его членов перешли в Ассоциацию художников революционной России, имевшую серьезную государственную поддержку и ставшую предтечей Союза художников.
Здания Провиантских складов, в которых сегодня располагается Музей Москвы, — безмолвные свидетели истории Остоженки и ее окрестностей. Комплекс из трех складских корпусов и отдельно стоящего изящного здания кордегардии (караула), выстроенный в 1830–1835 годах для нужд военного ведомства, в октябре 1917 года стал объектом ожесточенных боев. Следы от пуль до сих пор сохранились на чугунных столбах ворот — присмотритесь, когда в следующий раз пойдете в Музей Москвы, занявший Провиантские склады в 2009 году. Кстати, в начале декабря музей отмечает свое 122-летие — вот и повод заглянуть сюда.