Новый год в нашей стране ― праздник относительно молодой. Отмечать его 1 января постановил император Петр I. После Октябрьской революции Новый год, как и Рождество, стали считать торжеством буржуазным. Но все изменилось в декабре 1935 года, когда в газете «Правда» появилась статья партийного деятеля Павла Постышева с призывом организовывать новогодние елки для советских детей. Очень быстро праздник вновь начал набирать популярность.
Об истории празднования Нового года в Москве в советские годы, его неизменных атрибутах и традициях рассказал руководитель экспертной группы военных историков Главархива Москвы Михаил Моруков. Рассказываем, чем украшали квартиры и что ставили на стол москвичи 70, 60 и 50 лет назад.
Изначально Новый год советские власти позиционировали как праздник для детей. Но уже в конце 1930-х годов традицию подхватили граждане всех возрастов.
«Первая половина 1930-х годов выдалась очень тяжелой: свертывание НЭПа, коллективизация, индустриализация, голод 1933 года… Советским людям приходилось много работать. На волне успехов второй пятилетки СССР выходит в лидеры стран Европы и становится одной из ведущих промышленных держав мира. Основные экономические показатели страны пошли вверх, и надо было дать людям отдых. Празднование Нового года стало отдушиной. Руководству страны было важно, чтобы люди поверили, что жить действительно стало лучше», ― рассказывает Михаил Моруков.
Праздник набирал обороты. И поскольку каждый декабрь жители города массово вырубали деревья в окрестностях, то уже в конце 1937 года Моссовет принял специальное постановление, которым регулировал завоз и продажу новогодних елок в городе. Также стали выделять порубочные участки. Даже в 1941 году в Москву завезли сто тысяч новогодних елок.
Традиция устраивать представления для детей — новогодние елки — возникла в 1930-е. При этом просто пойти и купить билет на них было нельзя.
«От школ и детских садов через отделы народного образования, через профсоюзы выделялась определенная квота на елки более высокого уровня ― в Доме союзов, в Кремле. Такие билеты получали лучшие из лучших. Это была мечта. Для трудовых коллективов предусматривались свои квоты. Остальные билеты распределялись между районами по территориальному принципу, среди отличников. Конечно, всегда существовал процент тех, кто пользовался служебным положением. Но таких было немного», ― рассказывает Михаил Моруков.
Коллективно Новый год отмечали и взрослые. Изначально этот праздник не считался сугубо семейным, как принято сейчас. Зачастую советские граждане встречали Новый год в компании сослуживцев, особенно если 31 декабря приходилось на рабочий день. У многих предприятий были свои клубы, столовые, дома культуры, в которых устраивали торжество. Для элиты несколько раз организовывали балы в Кремле.
Крупные предприятия общественного питания, тресты ресторанов и столовых также готовились к Новому году. В отличие от заведений общепита при предприятиях, в городские и привокзальные рестораны мог прийти кто угодно. Ограничений не было.
На Ленинских горах устраивались массовые катания со специально залитых заранее ледяных горок. Так что Новый год можно было встретить и на свежем воздухе.
Город украшали к празднику, организовывали уличные ярмарки, елочные базары. Все магазины обязаны были выбрасывать на прилавки наборы новогодних подарков. В некоторые годы для развоза поздравлений и подарков городские власти даже выделяли по несколько сотен легковых такси и грузовиков.
Студии звукозаписи предлагали всем желающим записать поздравления и направить друзьям пластинки. На радио проводились поздравительные часы, в которые можно было передать знакомым свой новогодний привет и пожелания. Особым ритуалом была отправка новогодних открыток.
«Было доброй традицией послать карточку родственникам, коллегам, школьным приятелям или даже друзьям по переписке. Высказывание пожелание в красивой и творческой форме стало своеобразным хобби. Многие коллекционировали эти поздравления. Открытки с написанным текстом, куда нужно только добавить свою подпись, — это примета уже 1990-х годов. До этого открытки были очень разными, и написать что-то от себя, найти слова от сердца считалось хорошим тоном», ― рассказывает Михаил Моруков.
Сладкий подарок был непременным атрибутом любой елки. А дома детям обычно дарили конфеты, игрушки, конструкторы, наборы юного химика, что-то для учебы. Взрослые часто получали в подарок аксессуары, парфюм, перчатки, шарфы, платки. Иногда дарили что-то более существенное, например часы.
Еще одним способом получить подарки была денежно-вещевая лотерея, которая стала набирать популярность с 1960-х годов. Москвичи активно участвовали в ней.
Одним из главных символов Нового года являются мандарины. Цитрусовые были популярным подарком в СССР. Другие фрукты в стране зимой были недоступны.
«Изначально цитрусовые завозили только в детские учреждения, и они даже не поступали в продажу. Абхазские мандарины были даром теплых республик Москве и средством стимулирования их производства. В 1950–1960-е годы культура разведения мандаринов в Абхазии уже была развита. Урожай снимали как раз поздней осенью, с середины ноября. У Москвы традиционно были хорошие экономические связи с кавказскими регионами. Зимой в столицу также завозили цветы с Кавказа. Москвичи украшали на Новый год свои квартиры свежими живыми цветами», ― рассказывает Михаил Моруков.
Еще одним традиционным украшением стола становятся салаты, особенно оливье. Они считались признаком гостеприимства и хлебосольства. В них было много ингредиентов, которые, однако, не били по семейному бюджету. Рябчика из традиционных рецептов заменяли колбасой, каперсы ― морковью и зеленым горошком.
«Салат оливье имеет дореволюционное, даже буржуазное происхождение. Он появился в Москве в XIX веке. В обиход советских хозяек салаты стали входить с 1939 года, когда вышло первое издание “Книги о вкусной и здоровой пище”. Но с мясом и овощами, которые требуются для описанных в книге салатов, ситуация в столице нормализовалась только в середине 1950-х годов. Именно в этот период селедка под шубой, оливье и салат “Мимоза” вошли в наш быт», ― рассказывает Михаил Моруков.
На Новый год москвичи любили есть мороженое. Также на праздничном столе обязательно присутствует шампанское. Производство советского игристого напитка начали налаживать на юге СССР перед войной. После 1945 года в столице начал работу Московский завод шампанских вин, и звон бокалов под бой курантов вскоре стал неизменным атрибутом праздника.
«Изначально шампанское — это напиток дворянства. Игристое вино являлось признаком широкой, красивой, зажиточной жизни. Но большой город быстро менял образ мыслей населения. Ведь Москва всегда была городом приезжих. Уже в начале XX века коренных москвичей, тех, чьи дедушки и бабушки жили в Москве, было меньше 10 процентов. Новое население, приобщаясь к городской культуре, постепенно создавало свои традиции. Шампанское стало одной из таких. Пролетарий теперь мог позволить себе то, что раньше пили князья. Шампанское стало знаком поднятия жизни на новый уровень», ― рассуждает Михаил Моруков.
Сотни тысяч елей ежегодно завозили в столицу для продажи. С 1960-х годов началось производство искусственных елок. Они быстро приобрели популярность у москвичей: горожанам хотелось наполнить свои квартиры чем-то необычным. Первые искусственные елки были картонными.
Праздничное дерево в доме украшали игрушками. Зачастую их делали сами ― из шишек, ваты, ткани и бумаги. Помимо традиционных звездочек и снежинок, на елках появлялись персонажи — символы времени: красноармейцы, космонавты, тракторы, ракеты, корабли, ледоколы и белые мишки (как символы арктических экспедиций).
Несмотря на отсылки к легенде о Вифлеемской звезде, звезды на верхушках советских елок напоминали о других ― кремлевских. Украшать дерево шпилем стало модно после строительства в Москве сталинских высоток.
Во время или после встречи Нового года москвичи предпочитали присоединяться к коллективам. «Особенно на окраинах было принято ходить в гости к коллегам, друзьям, соседям», ― говорит Михаил Моруков.
В 1980-е годы семьи с детьми уже могли пригласить актеров ― Деда Мороза и Снегурочку. Раньше эти персонажи присутствовали только на организованных праздниках.
День 1 января стал выходным вскоре после Великой Отечественной войны. Однако новогодние каникулы были только у детей. Со 2 января все выходили на работу.
Отмечать праздник несколько дней было не принято. В новогоднюю ночь общественный транспорт работал дольше обычного, как правило, до двух часов. К этому времени абсолютное большинство москвичей завершали празднование, возвращались домой, складывали подарки для детей под елку и ложились спать.
Ситуация изменилась с повсеместным распространением телевидения. Москвичи стали ложиться позже и чаще оставаться дома.
Новый год в нашей стране не имеет древних традиций. Тем не менее за сравнительно небольшой в историческом плане срок он смог стать любимым и по-настоящему народным праздником.
«Новый год ― праздник, который ты устраиваешь сам и желаешь того, чего ты хочешь. В этот день советский человек мог проявлять свои эмоции не по приказу. Это праздник от души, от сердца. Именно поэтому Новый год и является таким популярным», ― заключает Михаил Моруков.