«Маяковский. Трагедия», «Мандельштам», «Гипнос»: что смотреть в театрах до весны

16 января 2018
Культура

До весны осталось 10 спектаклей. Именно столько важных театральных постановок нас ждет в январе и феврале. Часть из них зрители уже увидели в конце прошлого года, а часть до сих пор остается загадкой. Например, спектакль-посвящение Владимиру Высоцкому, который готовит в Театре на Таганке Максим Диденко, или «Сказки Венского леса» по запрещенной пьесе 1930-х годов в Театре имени Владимира Маяковского.

«…Души». Мастерская Петра Фоменко

Даты: 15 января, 4 и 23 февраля

Время: 19:00

Адрес: Кутузовский проспект, дом 30/32

Новая постановка Мастерской Петра Фоменко начинает игру со зрителем с афиши. Сократив название гоголевской поэмы «Мертвые души» до лаконичного «…Души», молодой режиссер Федор Малышев загадал первую загадку: он то ли предлагает увидеть живые души в галерее портретов помещиков, с которыми встречается пройдоха Чичиков, то ли призывает кого-то душить.

Загадка номер два — жанр спектакля. Его Малышев определяет как «карнавальную мениппею по произведениям Н. Гоголя». В карнавале участвуют, помимо персонажей «Мертвых душ», почти все ключевые гоголевские персонажи: панночка, Акакий Акакиевич Башмачкин, майор Ковалев и сбежавший от последнего нос. Потрясающие гротескные костюмы, созданные Павлом Каплевичем, превращают действие в настоящую клоунаду, но клоунаду высокую, если так можно выразиться: смешное здесь перемешано с трагическим, а отвратительное — с прекрасным. Как и полагается античной мениппее, в которой сатира соединяется с философией, а низкое — с возвышенным.

«Визит дамы». Электротеатр «Станиславский»

Даты: 18, 19 и 20 января

Время: 19:00

Адрес: улица Тверская, дом 23

«Визит старой дамы» (1956) — одна из самых востребованных в театре пьес швейцарского драматурга Фридриха Дюрренматта. Миллиардерша Клара Цаханассьян возвращается в родной городок Гюллен, чтобы убить бывшего любовника Альфреда Илла, связь с которым оказалась для нее роковой в юности. Убивать его своими руками она не собирается: грязную работу Клара предлагает сделать горожанам за весомую сумму — миллиард. Жажда наживы и страх перед убийством вносят в Гюллен разлад: горожане влезают в огромные долги, надеясь в будущем на легкие деньги, однако брать на себя чужую смерть никто из них не спешит. Наконец разоренные гюлленцы решают казнить Илла. Удовлетворенная миллиардерша вручает чек бургомистру и отбывает восвояси.

Пьеса, написанная спустя 10 лет после Второй мировой и критикующая уклад в послевоенной Европе, все еще не залечившей свои раны, в электротеатре трактуется на современный лад. В постановке Олега Добровольского, выпускника школы МИР-2 Бориса Юхананова, на первый план выходит тема экономического кризиса, в который Клара повергает город.

«Маяковский. Трагедия». «Гоголь-центр»

Дата: 16 января, 21 и 22 февраля

Время: 19:00 (16 января), 20:00 (21 и 22 февраля)

Адрес: улица Казакова, дом 8

Пьесу «Владимир Маяковский» 20-летний Владимир Маяковский написал в 1913 году — сразу после выхода первого сборника с красноречивым названием «Я!». Как любой человек его возраста, юный поэт, только что дебютировавший на сцене петербургского артистического подвала «Бродячая собака», был озабочен собственной персоной и как мог эпатировал публику. Носил ставшую уже легендарной желтую «кофту фата», при встрече вручал собеседнику свою визитку размером с газету, рубил сплеча дерзкие строки. Тогда, в 1913 году, Маяковский начал творить свое главное произведение — миф о себе самом.

Персонаж — поэт Владимир Маяковский — и непосредственно сам поэт... Что между ними общего и чем они отличаются друг от друга? Этот вопрос задал себе режиссер Филипп Григорьян, поставивший на сцене «Гоголь-центра» заключительную часть цикла «Звезда», посвященного пяти крупнейшим фигурам отечественной поэзии ХХ века. Вместе с Григорьяном, известным своим экспериментальным подходом к театру и тяготением к перформативным практикам, над спектаклем «Маяковский. Трагедия», премьера которого состоялась 15 января, поработала практически звездная команда: драматург Илья Кухаренко, художник по костюмам Галя Солодовникова, хореограф Анна Абалихина и саунд-дизайнеры Филипп Кацерос и Валерий Машков.

«Абьюз». Центр имени Всеволода Мейерхольда

Даты: 24 января, 6 февраля

Время: 19:00

Адрес: улица Новослободская, дом 23

О том, что такое абьюз, не знает сегодня, пожалуй, только ленивый. За этим заимствованным из английского языка словом скрывается то, что называется семейным насилием, которое не всегда выражается в рукоприкладстве и чаще всего скрывается за «невинными» словесными оскорблениями, попытками контролировать жизнь другого человека, скрытой агрессией.

Создатели спектакля «Абьюз» — молодые драматург Наталья Зайцева и режиссер Иван Комаров — выносят обсуждение болезненных абьюзивных отношений из соцсетей и прессы на театральную сцену, погружая зрителей в мир тяжелого сновидения и напоминая, что по-настоящему страшными могут быть только самые обыденные вещи.

«Мораль пани Дульской». Театр «У Никитских ворот»

Даты: 19 и 20 января, 1 и 25 февраля

Время: 19:00

Адрес: улица Большая Никитская, дом 23/14/9

Первой премьерой наступившего года в театре «У Никитских ворот» стал спектакль «Мораль пани Дульской» по одноименной пьесе польского драматурга Габриэли Запольской (1906). Пьеса получила широкую известность в СССР в 1978 году благодаря выходу телеспектакля Марка Розовского с Ольгой Аросевой в главной роли. 40 лет спустя Розовский возвращается к «Морали пани Дульской» — правда, не как режиссер, а как художественный руководитель театра, выбравшего ее для своего репертуара. За постановку сатирической комедии о мещанке пани Дульской, держащей в кулаке своих домочадцев и пекущейся лишь о внешней благопристойности, взялся актер и режиссер Валерий Шейман, считающий, что сегодня «Мораль пани Дульской» обретает новый смысл.

«Сказки Венского леса». Театр имени Владимира Маяковского

Даты: 3, 4 и 20 февраля

Время: 18:00 (3 и 4 февраля), 19:00 (20 февраля)

Адрес: Пушкарев переулок, дом 21

Спектакль «Сказки Венского леса», премьера которого состоится 3 февраля, — одна из главных загадок текущего сезона Театра имени Маяковского. Прочерк, стоящий вместо жанра постановки на ее странице на сайте театра, не столько эпатажный жест создателей, сколько дань абсурду и ужасу обстоятельств, сопутствовавших выходу ее литературной основы. Пьеса «Сказки Венского леса» австрийского писателя и драматурга Эдена фон Хорвата была напечатана в 1931 году. Через год сатирическая драма о любви и вероломстве в маленьких венских магазинчиках 1930-х годов покорила театральную сцену и получила премию Генриха Клейста, а еще через год была запрещена и показательно сожжена на площади пришедшими к власти нацистами. Режиссер спектакля Никита Кобелев помещает персонажей пьесы в ситуацию ожидания страшных событий — так что даже звучащий в нем вальс Штрауса «Сказки Венского леса» звучит не весело, а жутко.

«Мандельштам». Театр Романа Виктюка

Даты: 16 и 28 января, 14 и 25 февраля

Время: 19:00

Адрес: улица Стромынка, дом 6

Премьера спектакля «Мандельштам» в Театре Романа Виктюка состоялась осенью 2017 года. Литературная основа постановки — одноименная пьеса современного американского драматурга Дона Нигро, влюбленного в русскую литературу и пишущего о русских писателях и поэтах. Сюжет пьесы Нигро выстроен вокруг судебного процесса над Мандельштамом, а в постановке Виктюка на первый план выходит не личная трагическая история поэта, а тема вечного противостояния художника и власти.

Кстати, в 2016 году «Гоголь-центр» в рамках цикла «Звезда» представил спектакль «Мандельштам. Век-волкодав» в постановке Антона Адасинского. Увидеть его можно 6 и 7 февраля.

«Беги, Алиса, беги». Театр на Таганке

Даты: 25 и 26 января, 2 и 14 февраля

Время: 19:00

Адрес: улица Земляной Вал, дом 76/21

Режиссер Максим Диденко, осенью прошлого года представивший спектакль-посвящение Юрию Любимову «10 дней, которые потрясли мир», продолжает работать с темой Театра на Таганке. Ближайшая премьера театра — спектакль «Беги, Алиса, беги», посвященный Владимиру Высоцкому, звезде Таганки любимовских времен и другу легендарного создателя и худрука театра. В основу спектакля легла сочиненная Высоцким музыкальная радиопьеса «Алиса в Стране чудес». В 1976 году она вышла на грампластинке и получила бешеную популярность: ее буквально сметали с полок магазинов, а «Мелодия» печатала новые тиражи вплоть до 1990-х годов. Спектакль Диденко посвящен вечному желанию человека сбежать от самого себя и неизбежному возвращению — как герои странных сказок Льюиса Кэрролла.

«Ромео и Джульетта (киндерсюрприз)». Театр «Школа драматического искусства»

Даты: 25, 26 и 27 января, 25, 26 и 27 февраля

Время: 19:00

Адрес: улица Сретенка, дом 19

Зная имя режиссера, который взялся за «Ромео и Джульетту», можно не сомневаться: от шекспировской самой печальной повести на свете здесь осталось совсем чуть-чуть. Дмитрий Крымов, который всегда обращается с классикой по-хулигански и с большой любовью, не скрывает этого: «Пьесу мы, как всегда, переписали. То есть, вернее, написали новую». Ромео и Джульетта в его новом спектакле просто дети, подростки, которые полюбили друг друга и которым страшно мешают окружающие взрослые.

Кстати, в спектакле задействованы не постоянные актеры театра «Лаборатория Дмитрия Крымова», а крымовские ученики — студенты-актеры и художники третьего курса ГИТИСа мастерской Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова. Предыдущий совместный спектакль Школы драматического искусства и ГИТИСа — «О-й. Поздняя любовь» — стал лауреатом «Золотой маски» в двух номинациях («Лучший спектакль малой формы» и «Лучшая женская роль»).

«Гипнос». Театр «Практика»

Даты: 23 января, 8 и 9 февраля

Время: 20:00

Адрес: Большой Козихинский переулок, дом 30

Премьера спектакля «Гипнос» Олега Глушкова в театре «Практика» стала одним из самых обсуждаемых театральных событий конца прошлого года. В «Гипносе» нет сюжета, только два десятка актеров Мастерской Олега Кудряшова и звук, который рождается из электрического тока, преображается в волну и выплескивается в движении присутствующих на сцене людей. Чувствуя спонтанную природу современного танца (Олег Глушков преподает сценическое движение в РАТИ (ГИТИС), ставит хореографию в спектаклях московских театров), режиссер «Гипноса» предлагает не законченный раз и навсегда спектакль, а изменяющееся действие с живой музыкой и соответствующим ей актерским существованием.

2017-й в культуре: главные события года

Источник: mos.ru

Поделиться
Места

В Ростокино на Яузе

Места

История усадьбы Демидовых на улице Радио

Ближайшие события
Бесплатно

Лимонный пирог с рикоттой по рецепту из книги «Простые десерты. 48 легких рецептов, для которых не надо быть кондитером»

20 апреля31 июля
Бесплатно

Гриссини по рецепту кулинарной студии Юлии Высоцкой

22 апреля31 июля
Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies