Чтобы зарядиться зимним настроением, можно, например, отправиться на прогулку в заснеженный парк. А можно рассмотреть «зимние» экспонаты московских музеев — не только живопись и графику, но и более неожиданные предметы. Рассказываем о необычном календаре из Дома Гоголя, произведениях известного советского художника-анималиста и многом другом.
История ежегодных печатных календарей тесно связана с развитием книгопечатания и распространением грамотности. В России их начали массово издавать в XVIII веке. Календари выходили в виде небольших книжечек и, помимо месяцев и дней недели, содержали некоторые астрономические сведения, данные о временах года и полезные рекомендации вроде советов о поддержании здоровья.
О том, что у печатного календаря было множество полезных функций, можно узнать в музее-квартире И.Д. Сытина — крупнейшего издателя и просветителя конца XIX — начала XX века — на выставке «Жизнь календаря». Приступая к выпуску календарей, Иван Дмитриевич просто и понятно сформулировал цель: «Очень дешево, очень изящно, очень доступно по содержанию». В начале прошлого столетия его фирма выпускала 25 наименований календарей общим тиражом более 12 миллионов экземпляров. Направленность и темы были самые разные — в типографии Сытина выходили «Духовно-нравственный», «Народный», «Конторский», «Карманный», «Общеполезный» и многие другие календари. Самый популярный — «Всеобщий календарь», бывший еще и универсальным справочным пособием на все случаи жизни для многих семей. Сытин был убежден, что календарь может служить «первоначальным проводником культуры».
В коллекции музея есть разные календари типографии «Товарищества И.Д. Сытина и Ко» с 1888 по 1919 год. Не ограничиваясь настольными, Сытин решил выпускать и отрывные на каждый день, не забытые и сегодня. «Отрывной календарь не только численник; нечаянным намеком, острым словом, доброй шуткой и меткой мыслью он должен будить сонный ум и звать его к новой жизни», — писал издатель. Эту идею горячо поддержал Лев Толстой.
Потребительский интерес рос — росли и тиражи. Ничто не предвещало кардинальных изменений, и с января по май 1917 года в типографии шла работа над календарями на 1918-й. Один из таких есть в собрании музея-квартиры.
26 января (8 февраля по новому стилю) 1918 года был подписан декрет о введении в РСФСР григорианского календаря. Иван Сытин считал, что такой реформе должно предшествовать долгое и тщательное разъяснение народу причин. Сами изменения необходимо проводить очень обдуманно и, по возможности, безболезненно. Потому издательство, желая прийти на помощь читателю, решило «выпустить в свет краткий справочник-календарь, где все вопросы, связанные с этой реформой, будут подробно объяснены, как только станут известны общие основания ея».
А в Доме Гоголя хранится необычное, похожее на календарь справочное пособие, по которому можно определить день недели для любой даты до 5500 года — причем как по привычному летоисчислению от Рождества Христова, так и от сотворения мира. Озаглавлен календарь так: «Хронологический цикл юлианского времяисчисления или Указатель недельных дней и чисел каждого месяца на одиннадцать тысяч лет, как от сотворения мира, так и от Рождества Христова. Составитель И.Г. Щуров». Оформлен указатель красочно, с готическим золоченым орнаментом, в передовой для того времени печатной технике хромолитографии. Указатель имел не только практическое назначение, но и служил для украшения интерьера. Время издания можно определить по косвенным признакам — вероятнее всего, это 1848 год.
В декабре 1848-го Николай Гоголь приехал в дом на Никитском бульваре (сейчас в нем располагается мемориальный музей) по приглашению добрых знакомых — графа и графини Толстых. Здесь Гоголь встретил новый, 1849 год. По этому указателю можно определить, например, что 1 января 1849-го приходилось на субботу, а день рождения Николая Васильевича — 19 марта 1809-го — на пятницу. При оценке результатов необходимо помнить, что Россия жила тогда по юлианскому календарю, а не по нынешнему григорианскому. Можно предположить, что Гоголь приехал в усадьбу накануне Рождества, которое праздновалось 25 декабря. Вполне вероятно, что гостиную уже украшала наряженная ель, — конце 1840-х этот обычай, привезенный прусской принцессой Шарлоттой (будущей императрицей Александрой Федоровной), стал набирать популярность. Но возможно также, что чета Толстых, славившаяся патриархальным образом жизни, нововведение не поддержала.
В 1839 году Андре Дюран, французский художник и выдающийся мастер видового жанра, предпринял поездку по городам России, во время которой выполнил множество рисунков с натуры, в том числе зимой. В альбоме — виды не только русских, но и европейских городов, которые он посетил по дороге.
Во время путешествия Дюран рисовал все самое примечательное с точки зрения архитектуры. Анатолий Демидов, происходивший из богатого рода знаменитых горнозаводчиков и почти всю жизнь проживший в Европе, полностью финансировал поездку и подготовку альбома к печати. Для Демидова он стал ностальгическим путешествием по России, которое тот не мог осуществить в реальности. Дюран изготавливал автолитографии 10 лет, и наконец в 1849 году вышел альбом «Живописное и археологическое путешествие по России» (Voyage pittoresque et archeologique en Russie), содержащий 100 произведений. Альбом напечатали в Париже, в издательстве братьев Жио, литографии — в мастерской Огюста Бри. На некоторых изображениях, где есть человеческие фигуры, добавляется имя художника Огюста Раффе. По датировкам изображения можно точно отследить маршрут Дюрана: его путешествие длилось пять месяцев, оно началось 1 июня 1839 года в Гавре (Франция) и завершилось 8 ноября 1839-го в Эльсиноре (Дания). Он доехал до Казани, проехал через Санкт-Петербург, Великий Новгород, Москву, Тверь, Владимир, Нижний Новгород, Кострому и Ярославль.
Автолитографии Андре Дюрана хранятся в фондах музея-заповедника «Коломенское».
Федор Александрович Головин (1867–1937) вошел в историю как председатель Второй Государственной думы (1907), крупный земский деятель, один из основателей и лидеров партии кадетов. Менее известно, что он был еще и хорошим рисовальщиком, мастером шаржа-силуэта. На этом рисунке из коллекции Мемориальной квартиры Андрея Белого на Арбате Головин с юмором изобразил себя и свою семью — гражданскую жену Анну Скуридину и ее дочь Елену — на лыжной прогулке.
С помощью фотоаппарата или камеры на смартфоне можно быстро зафиксировать любое событие, но не всегда получится уловить мгновение. А самое интересное, что происходит в живой природе, всегда мимолетно и случайно. Художнику же достаточно увидеть и запомнить происходящее, чтобы потом в деталях перенести на холст. Таким выдающимся даром без сомнения обладал российский и советский живописец, скульптор-анималист заслуженный деятель искусств РСФСР и народный художник РСФСР Алексей Комаров, коллекция живописных и графических работ которого хранится в Государственном биологическом музее имени К.А. Тимирязева.
На картинах изображены птицы и животные в естественной среде. Многолетние наблюдения за природой и высокая художественная одаренность позволяли Алексею Комарову создавать фотографически точные портреты пернатых не только в покое, но и во время активного движения — на охоте, в игре или драке. Снегири считаются символами зимы, но не всем известно, что и летом они никуда не деваются из обычных мест обитания. Их можно повстречать в любом парке, но птица эта осторожная, незаметная в густой листве. А вот зимой снегири часто наведываются к кормушкам и рябиновым деревьям.
Советская почтовая открытка пережила несколько этапов эволюции с 1918 года. Сначала к их оформлению привлекали известных живописцев, но в 1924-м выпуск перешел к Госиздату РСФСР. Производство росло быстрыми темпами, открытки отражали новую реальность, а их агитационно-пропагандистское назначение способствовало тому, что сложился особый художественный стиль, напоминающий плакатные рисунки.
Целью этих плакатов в миниатюре было воодушевить людей, открытки касались едва ли не всех сфер жизни — были патриотические, празднично-поздравительные и историко-событийные, художественные и открытки-репродукции.
Новогодние открытки создавали, во многом ориентируясь на детей, ведь именно для них праздник был самым волшебным и долгожданным. Ностальгические почтовые карточки времен СССР из коллекции музея-заповедника «Кузьминки-Люблино» ярко отражают настроение той эпохи, а кому-то наверняка напомнят о собственных детских годах.