Совсем недавно эти молодые артисты только учились: ходили на репетиции, писали конспекты, сдавали экзамены и начинали всерьез приобщаться к миру искусства. Сегодня они участники самых известных творческих коллективов страны, выходят на большую сцену — и зрители понемногу узнают их имена. Истории оперного солиста, джаз-музыканта, актера и актрисы — в материале mos.ru.
Выпускник Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке
— Петь мне нравилось с самого детства, тогда я и начал выходить на сцену. После школы поступил в Красноярский колледж искусств имени П.И. Иванова-Радкевича, где тяга к занятию вокалом только усилилась. Затем, правда, в карьере пришлось сделать перерыв: меня призвали на срочную военную службу. Но музыка сопровождала меня и там: я попал в Академический ансамбль песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова.
Потом я вернулся в Красноярск, устроился в Сибирский мужской хор, окончил один курс на вокальном отделении Сибирского государственного института искусств имени Д.А. Хворостовского. Затем решил переехать в столицу — поступил в Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Меня зачислили в класс народного артиста России Михаила Кизина.
После окончания института поступил на службу в Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени М.И. Глинки. Я люблю все свои роли, но особенно партию Ленского из «Евгения Онегина». С технической стороны она ставит задачи, которые интересно решать, с эмоциональной — помогает раскрыть темперамент. Я, кстати, теперь совершенно иначе вижу своего героя, нахожу в нем нечто такое, чего до этого не замечал. В школе, когда я читал роман, образ Ленского был для меня скорее лирическим, а сейчас я чувствую его трагизм, внутренние порывы. А в будущем мне хотелось бы исполнить партию Мориса из оперы «Адриана Лекуврер» композитора Франческо Чилеа.
Самое приятное в моей работе — видеть зрителя в зале, дарить ему эмоции, пробуждать чувства, давать проживать произведение вместе со мной. Тем, кто решил учиться этой профессии, я посоветовал бы не терять огня и желания заниматься. Конечно, важна и поддержка близких. Мне повезло: на моем пути встречались понимающие, знающие свое дело педагоги, которые верили в мои силы, помогали преодолевать трудности. Всем им я особенно благодарен — так же, как и моим родителям.
Выпускник Академии джаза
— Как и многие дети, я ходил в музыкальную школу — больше для общего развития. Мои родители тогда и подумать не могли, что я всерьез захочу стать музыкантом. Однажды я даже решил бросить музыкалку, но потом совершенно случайно увидел в интернете концерт джазового трубача Уинтона Марсалиса. Я вновь и вновь его пересматривал, и каждый раз меня захватывали эти мелодии. Затем я влюбился в музыку канадского басиста Алена Карона и саксофониста Майкла Брекера. Джаз стал для меня настоящей магией — я понял, что сам хочу учиться импровизировать. Когда сказал об этом родителям, они меня поддержали: мама помогла найти педагога для подготовки к поступлению и купила первый саксофон. Тогда я понял, что талант — не основная составляющая успеха, куда важнее труд, саморазвитие и дисциплина.
А в 16 лет я попал на концерт Игоря Бутмана. Игорь Михайлович стал для меня источником вдохновения — кажется, навсегда. И для меня большое счастье, что сейчас я работаю в Московском джазовом оркестре под его управлением. Конечно, не всегда бывает легко: иногда трудно даются гастроли, перелеты и переезды, но это окупается огромным количеством историй, эмоций, которые мы получаем в путешествиях. А еще гаммой чувств, когда видим восторженные лица людей в зале. Это самое ценное и дорогое в нашей работе.
С особенной теплотой вспоминаю концерт в Санкт-Петербурге, в котором я участвовал еще будучи студентом первого курса академии. Нас пригласили на оркестровый батл, на одной сцене было почти 40 человек. Мы играли свинг 1920-1930-х, а зрители танцевали прямо перед нами. Атмосфера была невероятная, мы чувствовали себя настоящими рок-звездами от мира джаза.
Театральная школа Олега Табакова
— Я родом из цирковой семьи, все детство провела на арене и за кулисами цирка. Поэтому сомнений в выборе творческой профессии не было никогда. Конечно, все думали, что я пойду по стопам родителей, но совершенно случайно я прошла кастинг в студию Константина Хабенского, а там поняла, что хочу связать жизнь со Школой Олега Табакова, и потом — с его театром. Правда, папа сначала не хотел, чтобы я отдалялась от цирка. Но мне кажется, что цирк и театр сосуществуют довольно плотно: навыки, которые я получила в детстве, очень пригодились в актерской профессии.
В результате я поступила в Школу Олега Табакова. Своим главным учителем считаю Владимира Машкова, это мой творческий папа. Он дал мне жизнь в этой профессии, открыл в нее двери. Для меня Владимир Львович — пример, я считаю его гениальным человеком. Это касается не только профессии: он всегда поможет тем, кто в этом нуждается. За ним хочется идти дальше и покорять новые вершины.
Я поняла, что актерское мастерство — это как спорт. Нужно всегда работать, постоянно совершенствовать знания и навыки, постоянно находиться в тренировке и репетициях. С каждым днем нужно становиться лучше самого себя вчерашнего. Это нелегко. Ребятам, которые только думают, связывать ли жизнь с актерской профессией или нет, я сказала бы так: если вы горите этим, то трудности приятны.
Сейчас я служу в Театре Олега Табакова. Среди постановок, в которых участвую, — «Матросская Тишина», я играю Таню. Это легендарный спектакль, который ставил еще сам Олег Павлович. Я выхожу на сцену вместе со своими педагогами. Они, конечно, очень помогают советами, как и всегда. На самом деле, мы с первых курсов на профессиональной сцене — это особенность Театральной школы Олега Табакова. Еще когда я была студенткой, я получила роли в «Страстях по Бумбарашу», «Схватке», «Моей прекрасной леди», «Старшем сыне», «Атоме Солнца», «Наследниках» и, собственно, в «Матросской Тишине». Не все из этих спектаклей сейчас в репертуаре, но я искренне люблю каждую роль.
Шварцы из Тульчина. История самого долгожданного спектакля Олега Табакова
Театральная школа Олега Табакова
— Во время поступления в Театральную школу Олега Табакова я сомневался в своем решении стать актером, еще до конца не понимал, кем хочу быть. Но увидел педагогов, посмотрел на других ребят — и вдруг понял, где мое место. Счастливая случайность, это может произойти с каждым. Главное — быть внимательным к себе и почувствовать это.
Сначала я переживал, как мое решение воспримет семья: с театром у нас никто не связан. К тому же это профессия с нулевой гарантией, в ней можно вообще не состояться — таких примеров сотни, тысячи. Но родители отнеслись с пониманием, очень поддержали, поверили в меня. Точно так же я благодарен и своим педагогам — прежде всего Владимиру Машкову, Алене Лаптевой, Виталию Егорову. За пять лет учебы они очень много сделали для нас. Они говорили, что учиться, совершенствоваться надо постоянно. Вызвать у зрителя эмоции, натолкнуть на определенные мысли — все это требует колоссальных усилий.
Выходить на сцену Театра Олега Табакова я начал еще в студенчестве. Эта идея принадлежит Олегу Павловичу: он считал, что студенты должны видеть, как работают профессиональные артисты, — только так можно передать молодым профессию. Мои старшие коллеги и педагоги помогали советами и продолжают это делать. Сейчас я занят в нескольких спектаклях, среди них «Страсти по Бумбарашу», «Смертельный номер» и «Охота жить».
Думаю, самый важный совет, который можно дать начинающим актерам, заключается в следующем: надо не бояться отважно «впрыгивать» в каждые предлагаемые обстоятельства. Сцена — это сложно, и нужно быть готовым ко всему. Пользуйтесь любым шансом, пробуйте воспроизводить поведение разных людей. И еще кое-что очень важное: не стесняйтесь.