В Театре имени Моссовета, на сцене «Под крышей», показывают «Маму» по одноименной пьесе французского драматурга Флориана Зеллера. Создатель спектакля — молодой режиссер Павел Пархоменко. О том, что из себя представляет «Мама» и чем она отличается от оригинального произведения Зеллера, — в нашем материале.
Внимание: для посещения спектакля необходим QR-код. Не забывайте о средствах индивидуальной защиты и социальной дистанции в театре.
Семья главной героини Анны разваливается: муж, кажется, ей изменяет, пропадая в бесчисленных командировках, а повзрослевшие дети выпорхнули из семейного гнезда. В маме ни Сара, ни Николя больше не нуждаются. Если с дочерью, с которой Анна никогда не была особенно ласкова, проще быть нежной на расстоянии, то любимчик-сын превращается в мамину идею фикс. Мысли женщины становятся все более странными и пугающими: место, которое раньше занимала забота о семье, сейчас захвачено фантомами из бессознательного.
Анне уже и самой сложно распознать, что происходит на самом деле, а что — в ее голове. Вот она печет пирог, мысленно разговаривая с сыном, наряжается в красное платье, воображает, что они непременно пойдут вдвоем куда-нибудь, где ее даже примут за его девушку. Настоящую же девушку сына, Элоди, она представляет себе наглой, распутной девицей, которая отнимает у нее Николя. Потом происходит резкая смена настроения, и Анна говорит мужу, желая наказать того за измены, что в этом платье отправится на его похороны. Рыдающую Элоди, оказавшуюся простой и милой, она выставляет за дверь.
Все эти фантазии показаны под ярко-желтым светом. Это театр абсурда, в котором Анна и актриса, и режиссер. Правда, режиссер из нее плохой, ведь персонажи сцен, которые разыгрываются в ее воображении, не хотят ее слушаться. Стоит отвлечься, и свет тускнеет, а дом заполняет тоскливый серый туман.
Зритель видит скудно обставленную комнату. Жилище, бывшее когда-то теплым и уютным, без любящей семьи стало угрюмым и безжизненным: полурасстроенное пианино, старая мебель, буфет с облупившейся краской. Эти грустные декорации сделала художница Юлиана Лайкова, которая оформляла спектакли в Центре драматургии и режиссуры, МХТ имени А.П. Чехова и других театрах.
Поставить «Маму» в Театре имени Моссовета предложил режиссер Павел Пархоменко, который в прошлом году представил на этой сцене свою версию «Игроков» Николая Гоголя.
«В пьесе Зеллера все до предела обострено, накалено, этим она меня и зацепила, — говорит режиссер. — На первый взгляд, обычная бытовая ситуация оказывается не так проста, здесь нет клишированных персонажей. Мне очень не хотелось, чтобы маму было жалко. Парадокс в том, что Анна вовсе не положительная героиня, а настоящий монстр. В этом, мне кажется, и есть ее трагедия — она самый невыносимый человек в своей семье».
Анна, лелеющая воспоминания о времени, когда она была нужна семье, одержима одной идеей: вернуть все как было, собрать мужа и детей под одной крышей, желательно навсегда. Режиссер дарит ей эту возможность, добавляя почти в самом конце фарсовую сцену, которой нет в пьесе, — беспощадную и печальную. Все члены семейства, натянув клоунские носы и вооружившись музыкальными инструментами, заявляют маме, что отныне они будут жить только для нее.
Спектакль поделен на несколько частей: «Боль», «Сын», «Молодость», «Освобождение». Эти названия каждый раз объявляет клоун (Владимир Прокошин) — полумистический персонаж, который, по словам режиссера, вносит в действие «небытовую инфернальность». Правда, в финале клоун, стирая с лица краску, превращается во вполне реалистичного героя, который в дальнейшем может сыграть в судьбе Анны очень важную роль.
Сына Анны Николя сыграл Олег Отс, его девушку Элоди и сестру Сару играет одна актриса — Юлия Бурова. Роль отца семейства досталась Дмитрию Журавлеву. За роль Анны взялась заслуженная артистка России, лауреат премии «Золотая маска» Анастасия Светлова. Она признается: ее героиня вызывает у нее самые нежные чувства. Для нее это мать, иступленно любящая и не способная отпустить своего ребенка в самостоятельную жизнь.
С пьесой Флориана Зеллера актриса не была знакома до репетиций, начавшихся три месяца назад. Но, прочитав материал, она сразу же в него влюбилась. «Я была потрясена и очарована, сразу поняла, что очень хочу это сыграть, чтобы, возможно, излечиться от своей боли», — добавляет Анастасия Светлова. Работу над постановкой она называет настоящим счастьем, а Павла Пархоменко — очень интересным режиссером.
«Мама» наряду с пьесами «Папа» и «Сын» входит в так называемую семейную трилогию французского автора Флориана Зеллера, одного из самых ярких европейских драматургов современности. Его пьесы, удостоенные различных наград, переведены на многие языки мира, а спектакли по ним с успехом ставятся в театрах разных стран. Впервые «Маму» показали во французском Театре де Пари в 2010 году, а затем, в 2019-м, в нью-йоркском Atlantic Theater Company. Анну там сыграла Изабель Юппер.
Трилогию Зеллера знают и в России. «Папу» в прошлом году поставил в столичном «Современнике» Евгений Арье, ученик Георгия Товстоногова и создатель театра «Гешер» в Тель-Авиве. Тогда же в репертуаре РАМТа появился «Сын» в постановке одного из самых известных российских режиссеров Юрия Бутусова. В Санкт-Петербургском театре имени Ленсовета идет «Мама» Ильи Мощицкого. Сюжетно все три пьесы между собой не связаны, однако их объединяет общая идея — ценность семьи и скоротечность времени.
Кстати, сюжеты этих произведений знают и любители кино. Фильм «Отец», вышедший в 2020 году, получил две статуэтки «Оскар» — одна из них досталась исполнителю главной роли Энтони Хопкинсу. Снял фильм сам Зеллер — это стало его дебютом. Сейчас он работает над следующим фильмом — «Сын».
«Московская A Cappella». Победители 2024
Кубок «Москва – на волне»