Москва — не только современный мегаполис, но и город с очень богатой историей. По улицам столицы можно гулять часами. Лучше всего — в компании профессионального гида, который может рассказать много интересного о московском прошлом, о старинных домах и о людях, которые в них жили когда-то.
Во Всемирный день экскурсовода о своей профессии, ее сложностях и радости, которую она дарит, mos.ru рассказали известные москвоведы, сотрудники Музея Москвы Денис Ромодин, Филипп Смирнов, Андрей Клюев и Лариса Скрыпник.
Архитектурный краевед, старший научный сотрудник Музея Москвы
Проводить экскурсии Денис Ромодин начал еще в 1990-х: знакомил москвичей и гостей города с интересными местами за пределами Садового кольца. Выбирал такие, где сохранялся дух старой Москвы: Сокольники, Люблино. Сегодня чаще всего он водит экскурсионные группы по Октябрьскому Полю, Соколу, району Петровского парка, Кунцеву, Черемушкам. Самая большая награда, говорит он, — благодарность экскурсантов.
Ноу-хау, выработанное им за годы работы, — никогда не проводить одинаковых экскурсий. Абсолютно идентичные маршруты допустимы пару раз в год — не больше. Свои знания о местах, по которым Денис водит экскурсантов, их истории и архитектуре москвовед старается постоянно обновлять.
«Москва очень большая, невозможно знать все про всю столицу, — подчеркивает он. — Но знание ее структуры дает возможность оперативно подготовиться, если возникнет необходимость. Это, кстати, очень помогает, когда я еду куда-то как турист. У моих друзей и знакомых, которые путешествуют со мной, часто складывается впечатление, что я уже был в этом месте, хотя я там, как и они, впервые».
Начинающим гидам Денис Ромодин советует в первую очередь любить место, о котором они рассказывают. С ними он общается регулярно — как преподаватель школы гида образовательного проекта «Москва глазами инженера». Как старший научный сотрудник Музея Москвы, Денис будет участвовать в его новом проекте «Москвагид», ориентированном на обучение экскурсоводов. Это полноценный учебный курс, по завершении которого выдается диплом о повышении квалификации, дающий возможность пойти на всероссийскую аттестацию.
Главный редактор журнала «Московское наследие», руководитель Центра Гиляровского, филиала Музея Москвы, теле- и радиоведущий
В школе Филипп Смирнов углубленно изучал французский язык, а еще посещал курсы гидов-переводчиков. После этого он отправился на практику в гостиницы «Интурист» и «Спутник». Ему нравилось рассказывать иностранцам о традициях, истории и культуре своей страны. Потом Филипп Смирнов стал заниматься письменными переводами, сравнительным литературоведением России и Франции. В 1990-е вернулся к экскурсиям для иностранцев, работал в медиа.
Историей Москвы он заинтересовался во время работы над версткой одного из краеведческих журналов. Начав ходить на задания вместе с редакционным фотографом, заметил: прохожие живо интересуются объектами съемки.
Сперва ему казалось, что экскурсии непременно будут чрезвычайно востребованными, а группы — большими. Но после того, как пришлось провести экскурсию для одного человека, Филипп Смирнов понял: реальность не всегда соответствует ожиданиям. Но москвовед не разочаровался. «Я всепогодный — нет обстоятельств, кроме болезни и тяжелейших форс-мажоров, которые заставят меня отказаться от проведения экскурсии», — говорит он.
За годы в этой профессии Филипп Смирнов выработал для себя правила, следуя которым можно сделать экскурсию интересной не только для участников, но и для самого себя. Среди этих правил — запрет на монотонное произношение заученного текста. Люди хотят живого, активного диалога, необычных сравнений, параллелей с действительностью.
Среди своих любимых мест Филипп Смирнов выделяет район Чистых прудов, Тверских-Ямских улиц, пространство между Хитровской площадью и Курским вокзалом, улицу Воронцово Поле — о последней в 2014 году он даже написал книгу. В конце экскурсии Филипп Смирнов неизменно произносит фразу, ставшую его коронной: «Если мы с вами сейчас второй раз пойдем по этой части города, я не повторюсь в рассказе, потому что за эти два с половиной часа мы обсудили только пять процентов сюжетов, которые здесь могут нам повстречаться».
Экскурсовод, москвовед, руководитель Городского экскурсионного бюро Музея Москвы
Андрей Клюев много лет увлекался историей и архитектурой Москвы: читал книги, ходил на экскурсии и выставки. При этом никогда не думал, что сам окажется в роли гида. Гидролог по образованию, он тогда работал в инженерной сфере. Случайно попавшаяся на глаза реклама курсов для гидов изменила его жизнь на 180 градусов.
Первой профессиональной экскурсией, которую он провел, стала прогулка по бывшей кондитерской фабрике «Красный Октябрь». Он рассказывал о здании из красного кирпича с прихотливыми архитектурными деталями, сохранившихся исторических интерьерах, а также о сладостях в России, их рекламе начала ХХ века. «Волнение было не просто сильным — холод и дрожь в руках не отпускали по дороге от дома до места встречи с экскурсантами. Спустя две минуты все прошло, ответственность не позволяла отвлекаться на волнение», — вспоминает Андрей Клюев.
Начав работать, он быстро распрощался не только с волнением, но и со стереотипами.
Сегодня у Андрея несколько любимых экскурсионных тем: история транспорта, научные учреждения и советская архитектура (особенно авангард 1920-х). Также он очень любит показывать свою альма-матер — кампус Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова на Воробьевых горах. Отдельная тема — вода и гидротехнические сооружения. Это рассказы о том, как город жил и развивался на берегах рек, боролся с наводнениями, обзаводился водопроводом. Гости экскурсий узнают все о мостах, набережных, плотинах, шлюзах, речных трамваях, архитектурных ансамблях на берегу.
Появлению каждой новой темы предшествует долгая и кропотливая работа с каталогами библиотек и музейных фондов, блуждания по интернету, консультации со специалистами, изучение книг, фотографий, карт, документов. А дальше — самое интересное: всю найденную информацию нужно превратить в цельный рассказ с хорошим вступлением, завязкой, кульминацией и эффектным финалом.
Наладить взаимодействие и взаимопонимание с группой — особое умение для гида, считает Андрей Клюев. Для этого существует множество приемов и нет ни одного точного рецепта. Можно задавать вопросы, предлагать вместе поразмышлять над чем-то, пошутить. Гид должен обязательно следить за комфортом группы, например выбрать следующую точку для рассказа в защищенном от ветра, солнца или дождя месте. А еще важно, чтобы во время прогулки все участники были на одной волне.
«Летом 2018 года я вел экскурсию прямо во время футбольного матча чемпионата мира, была игра Россия — Испания. И хотя экскурсоводу не положено отвлекаться на посторонние события и новости, мы вместе с экскурсантами каждые 10 минут проверяли счет», — вспоминает Андрей Клюев.
Историк, преподаватель истории, писатель, старший научный сотрудник Музея Москвы
О профессии гида Лариса Скрыпник мечтала с ранних школьных лет. Однако широкой сети образовательных учреждений, которые готовили бы гидов, тогда не было, да и родители относились к этой идее скептически. В итоге выбор пал на исторический факультет Московского педагогического государственного университета.
Сегодня у Ларисы Скрыпник широкий спектр исторических и архитектурных экскурсий, поскольку она участвует во многих проектах и программах Музея Москвы. Она любит рассказывать о зданиях, построенных в стиле модерн, об истории московских улиц.
«После таких прогулок наши экскурсанты говорят, что они совершенно по-другому начинают смотреть вокруг, иначе воспринимать город. Как мне кажется, моя задача заключается в том, чтобы люди, живущие в Москве, любили ее и понимали, в каком прекрасном месте живут», — отмечает она.
Лариса Скрыпник убеждена: на этой работе нельзя соскучиться, может существовать множество вариантов экскурсии по одной улице. Все зависит от того, на каком именно объекте гид заострит внимание в этот раз. Также ход прогулки зависит и от того, как реагируют участники, какие вопросы задают.
Самое главное для гида, по ее мнению, — иметь широкий кругозор, поскольку даже тематическая экскурсия предполагает отсылки к разным направлениям, личностям, историческим периодам. И конечно, важна грамотная, правильная речь, доброжелательность и открытость.