Модерн занимает особое место в архитектуре Москвы. Стиль появился в конце XIX — начале XX века, на это же время пришелся строительный бум в городе. Модерновые особняки и доходные дома вырастали один за другим, а архитекторы соревновались в поиске новых форм и решений.
Во Всемирный день модерна старший научный сотрудник Музея Москвы Денис Ромодин рассказывает об особенностях стиля и самых ярких его памятниках.
Стиль модерн пришел в крупные города Российской империи из Европы вместе с выставками нового искусства. Большое влияние на его распространение оказало торговое сословие — купцы и предприниматели. Это было новое поколение состоятельных москвичей с хорошим образованием и вкусом.
«Московский модерн стал уникальным среди всех городов Российской империи, поскольку вобрал в себя разные европейские течения: венский сецессион, франко-бельгийское ар-нуво, немецкий югендстиль. Заказчиками в основном были купцы и предприниматели — состоятельные люди, чьи деды вышли из простого крестьянства и начинали с нуля свой бизнес. Это было абсолютно другое поколение, как сейчас говорят, более продвинутое, с образованием. И прежде всего, конечно, меценаты, состоятельные люди», — рассказывает Денис Ромодин.
Многие здания, построенные в стиле модерн, признаны объектами культурного наследия. Большинство из них в Москве отреставрировано, и сегодня доходные дома и особняки можно увидеть такими, как их задумывали авторы.
Архитекторы, работавшие в стиле модерн, отказывались от прямых линий, использовали природные мотивы, не скупились на декоративные элементы в интерьерах и на фасадах, а также экспериментировали с объемом и формой, в частности дверей и окон.
«Отличительные черты стиля — текучие плавные линии, женские маскароны, которые стали ярким украшением московских фасадов, керамика. Также использование лилий в декоре, каштана, цветочных орнаментов. Не популярных цветов, вроде роз, а тех, которые преимущественно растут в дикой природе», — уточняет Денис Ромодин.
Особняк Отто Листа в Глазовском переулке (дом 8) выдающийся архитектор Лев Кекушев украсил изображениями подснежников, водорослей и обитателей рек, а фасады отделал светлым мрамором и кирпичом разных оттенков. Кстати, считается, что это первый дом в стиле модерн, который построили в Москве. Он датируется 1898–1899 годами.
Еще одна известная постройка — особняк Анны Кекушевой (улица Остоженка, дом 21). Двухэтажный дом с полуподвалом и мансардой тоже построен по проекту Льва Кекушева, но уже для собственной семьи. Архитектор использовал разные объемы и украсил дом лепниной с растительным мотивом. Интересно, что после революции с крыши главного уличного фасада исчезла трехметровая скульптура льва. Ее удалось восстановить во время реставрации особняка по архивной фотографии.
Кроме того, реставраторы вернули особняку первоначальную планировку и исторический облик фасадов, восстановили многие детали интерьеров. В 2018 году проект стал лауреатом конкурса «Московская реставрация».
Сохранился в городе и единственный деревянный особняк в стиле модерн (точнее в стиле франко-бельгийского ар-нуво). Автором проекта дома купца Василия Носова (Электрозаводская улица, дом 12, строение 1) тоже был Лев Кекушев. Он придумал небольшой и уютный дом с круглой верандой, резными вставками и ограждениями. Внутри было центральное водяное отопление, канализация, электрическое освещение и вентиляция. Такое соединение искусства и инженерных достижений тоже характерная черта для модерна.
«У Льва Кекушева есть авторская подпись. Если посмотреть, то на всех зданиях можно увидеть львиную маску. Льва он изображает на всех особняках и доходных домах», — замечает Денис Ромодин.
Дом-коммуна, скоропечатня Левенсона и еще 13 шедевров «Московской реставрации»50 лет служения архитектурному наследию: почетный реставратор Москвы Евгений Журин — о своей работе
Автор не менее интересных образцов модерна — Федор Шехтель. В частности, по его проекту возвели особняк на Малой Никитской (дом 6/2, строение 5) для банкира и фабриканта Степана Рябушинского. На фризе дома — ирисы и орхидеи на фоне голубого неба, в гостиной — панно с хризантемами, а окна вестибюля украшены витражами в виде крыла бабочки. Но самым впечатляющим украшением этого двухэтажного особняка стала 12-метровая парадная лестница в виде волны.
В этом особняке последние годы жизни провел Максим Горький, а позже здесь открылся музей, посвященный писателю.
«У архитектора Федора Шехтеля тоже есть авторский почерк — завиток, который можно увидеть на керамике и в декоре интерьеров МХТ, решеток особняков, которые он спроектировал, и оригинальный торшер-светильник, расположенный на парадной лестнице особняка», — добавляет Денис Ромодин.
В декабре прошлого года Департамент культурного наследия Москвы утвердил предмет охраны особняка Степана Рябушинского. Специалисты описали все ценные элементы, которые отвечают за облик здания, в том числе знаменитую лестницу-волну, уникальные настенные бра и потолочные люстры. Теперь проводить реставрацию в здании можно только в соответствии с этим документом и по согласованному проекту.
Где поет сирин и весь год цветет подснежник. Шесть особняков с узорами на фасадахНоваторы, первооткрыватели, меценаты. Все о династии Рябушинских
В Кропоткинском переулке (дом 13) можно увидеть еще один особняк авторства Федора Шехтеля. Это дом Александры Дерожинской, владелицы текстильного предприятия. Первое, что видят прохожие, — огромное арочное окно практически во всю высоту особняка. Фасады украшены керамической плиткой и лепниной в виде цветочных композиций и гирлянд. Внутри не менее впечатляющий интерьер: обои, настенные панели, витражи, люстры и даже дверные ручки были сделаны по рисункам архитектора. Деревянная парадная лестница также украшена фирменным светильником. В 2009 году в особняке началась реставрация, а в 2013 году проект стал лауреатом «Московской реставрации».
Кстати, дом отличался и своими технологиями. Здесь работала система парового отопления, вытяжная вентиляция, канализация, а также были проведены водопровод, электричество и телефонная связь.
В популярном на рубеже веков стиле строили не только особняки, но и многоквартирные доходные дома. Один из таких — доходный дом Марии Сокол (улица Кузнецкий Мост, дом 3, строение 2). Архитектор Иван Машков построил его в стиле сецессион (венский модерн). Главным декором стала майоликовая мозаика с изображением парящего сокола, а балконы, ворота и козырек над подъездом очерчивают плавные изогнутые линии. При этом эркеры и витринные окна оставили строго прямоугольной формы.
В стиле позднего модерна построен доходный дом П.А. Скопника (улица Спиридоновка, дом 27/24), автор проекта — Густав Гельрих. Он точно выдержал особенности стиля: волнообразный фасад повторяет очертания карниза, лепнина в виде цветочного орнамента, атланты, которые держат угловой эркер, и небольшая беседка, украшающая крышу. Дом все еще жилой, в прошлом году его отреставрировали в рамках региональной программы капитального ремонта.
«Доходный дом Скопника тоже можно считать ярким представителем франко-бельгийского ар-нуво: огромное остекление, интересная расстекловка, башенка на углу. Здание акцентирует перспективу Садового кольца», — отмечает Денис Ромодин.
Неподалеку находится скоропечатня Левенсона (Трехпрудный переулок, дом 9, строения 1, 4), к ее проекту приложил руку Федор Шехтель. Сам производственный корпус стоит в глубине участка, а вдоль переулка выстроен административный корпус, который напоминает готический замок. Его отреставрировали и вернули ему исторический вид. Сейчас можно посмотреть на восстановленный лепной декор и барельефы, воссозданные надписи и исторические интерьеры. Кстати, здание стало лауреатом конкурса «Московская реставрация — 2016».
И нельзя сказать о московском модерне, не упомянув гостиницу «Метрополь» (Театральный проезд, дом 2). Ее построили в 1905 году по проекту британского архитектора Вильяма Валькота. Для своего времени это уникальное по размеру и уровню комфорта здание.
«Гостиница “Метрополь” — один из самых красочных примеров этого архитектурного стиля. Здание можно посмотреть не только снаружи, но и посетить с экскурсией. А на сайте гостиницы и городском портале “Узнай Москву” познакомиться не только архитектурой, но и интерьерами», — говорит Денис Ромодин.
Несколько лет назад фасады и интерьеры привели к первоначальному облику. Фасад здания украшает мозаичное панно «Принцесса Греза» Михаила Врубеля, выполненное из майолики (и еще 22 других панно), а также цитата немецкого философа Фридриха Ницше: «Опять старая истина: когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему».
Посмотреть на архитектуру модерна можно и на Комсомольской площади. Ярославский вокзал построили по проекту архитектора Романа Кузьмина, а затем перестроили по задумке Федора Шехтеля. Последний вдохновился павильоном Русского Севера на Нижегородской ярмарке, созданного по эскизам художника Константина Коровина. Сейчас москвичи и гости столицы видят вокзал, украшенный башнями и растительным узором, барельефами и панно с геометрическим декором.
В марте Мосгорнаследие утвердило предмет охраны Ярославского вокзала. Эксперты описали внешний вид здания и перечислили все элементы, представляющие особую ценность, в том числе оформление главного входа, шатровые крыши, керамический фриз с растительным узором бирюзового цвета на фасаде и майоликовые панно.
«Это тоже очень яркая постройка, такой романтический русский стиль в несколько новых качественных интерпретациях. Модерн, помимо сталинских высоток и ВДНХ, может стать еще одним туристическим брендом Москвы, как это сделано в других городах», — резюмирует Денис Ромодин.
Поставщик императорского двора: все о скоропечатне Александра ЛевенсонаДома-сказки: невыдуманные истории московских зданий на рубеже вековВосстановить историю: как идет капитальный ремонт в доходном доме П.А. Скопника