В белокаменном подклете Старого Английского Двора открылась выставка «Лики», на которой представлены фрагменты трех фресок, созданных артелью под управлением живописца Олисея Гречина в XII веке для новгородского храма Спаса на Нередице. Какие тайны и загадки хранит этот образец русского средневекового монументального искусства — в материале mos.ru.
Фрески, ставшие центральными экспонатами выставки — «Христос Ветхий денми», «Мученик Николай», а также образ грешной души в адском пламени, — когда-то украшали стены храма Спаса на Нередице в Великом Новгороде. Храм был построен князем Ярославом Владимировичем в 1198 году, по одной из легенд, в память о сыновьях Изяславе и Ростиславе. Как и в других новгородских храмах, росписи в нем занимали собой все внутренние поверхности стен. Люди приходили сюда не только помолиться, но и полюбоваться великолепной работой.
Великий Новгород в те времена был не только крупным экономическим, но и культурным центром, имеющим свои традиции. Здесь существовала своя школа монументальной живописи, окончательно сформировавшаяся ко второй половине XII века. Для новгородской школы, в частности, характерно использование ярких красок с преобладанием оттенков желтого, зеленого и коричневого. Здешние мастера переняли технику работы у византийских художников.
Храм Спаса на Нередице — один из лучших образцов древнерусского новгородского зодчества — был разрушен почти полностью в годы Великой Отечественной войны. В 1944-м начались работы по спасению церкви. Специалисты стали проводить раскопки, в ходе которых бережно собирали, помимо всего прочего, уцелевшие фрагменты фресок.
В 1970-х годах в Новгороде археологи нашли иконописную мастерскую, принадлежавшую художнику XII века Олисею Гречину. Его имя не раз упоминается в новгородских летописях и берестяных грамотах. Судя по прозвищу, этот человек мог быть греком, однако академик Валентин Янин в середине XX века выдвинул свою версию, согласно которой Олисей был сыном новгородского боярина Петра Михалковича, а прозвище Гречин у него появилось после того, как в юности он побывал в изгнании в Византии. По одной из гипотез, Олисей Гречин был главой артели изографов, создавших фресковый ансамбль церкви Спаса Преображения на Нередице в 1199 году. В мастерской Олисея Гречина сохранились заготовки икон и оклады — накладные украшения для икон, покрывающие весь красочный слой, кроме ключевых элементов (например, лика и рук).
Реставрация здания храма, начатая после Великой Отечественной войны, была завершена только в 2004 году. Однако до сих пор продолжаются работы по восстановлению настенной живописи. Истории бытования храма посвящены мультимедийные материалы, которые можно посмотреть на выставке.
«Восстановлением фресок и их фрагментов новгородские реставраторы занимались около 60 лет. Это был очень сложный и трудоемкий процесс возвращения утраченного наследия, — рассказывает куратор выставки, художник Антон Беликов. — Человек, придя на выставку, должен ощутить эту древность, утрату и труд, с которым это возвращается».
Пожалуй, главный экспонат выставки «Лики» — фрагменты созданной Олисеем Гречиным фрески «Христос Ветхий денми». Она представляет собой очень редкий иконографический тип изображения Спасителя — не молодого мужчины, а почтенного старца.
«В основном такое изображение Иисуса Христа можно видеть в православных храмах Балкан. Откуда оно взялось на русском Северо-Западе — одна из тайн храма на Нередице», — объясняет Антон Беликов.
Споры об иконографии Иисуса велись в христианском мире очень долгое время. На самых ранних изображениях Спаситель не имеет бороды, у него короткие волосы. В V веке Христа все чаще стали изображать сначала с бородой, а потом и с удлиненными волосами. Но, например, в базиликах Римской империи он оставался безбородым. Сегодняшний его облик укрепился в VI веке.
«Известно, что в домонгольское время у нас в стране было не так много богословских споров. Русь стояла в стороне от такого рода диспутов, которые вели на Западе. Но появление этого образа означает: вероятно, на самом деле мы как-то участвовали в этом большом христианском контексте», — рассказал куратор.
Увидеть, как выглядел образ Христа Ветхого денми в исполнении Олисея Гречина изначально, позволяет копия-реконструкция, представленная на выставке рядом с фрагментами оригинала. Реконструкцию создал Антон Беликов, соблюдая тщательно изученную последовательность наложения слоев.
На второй фреске, фрагменты которой представлены на выставке, изображено искаженное страданиями лицо. Мастер уделил большое внимание глазам — несмотря на то что перед нами фрагмент фрески, мы сразу считываем выражение муки и одновременно смирения. Это образ грешной души, мучащейся в аду.
Тем, кто интересуется изобразительным искусством Древней Греции, что-то в этой фреске может показаться знакомым. Действительно, в основе изображения — трагическая маска античного театра или голова горгоны Медузы.
«Такие образы можно часто встретить в античной монументальной живописи, например в Помпеях, — объясняет Антон Беликов. — Очень интересно отслеживать, как образы кочуют из Античности в христианское искусство, на Русь».
Третий лик, представленный на выставке в виде фрагментов фрески, принадлежит Николаю, одному из 40 Севастийских мучеников, принявших смерть за свою веру в 320 году. Римские воины согнали их раздетыми на лед замерзшего озера, чтобы заставить отречься от Христа.
Антон Беликов отмечает: эта фреска дает представление о безусловно виртуозной кистевой технике Гречина. Художник тонко прописал пряди волос Николая, волевые морщины на его лице, горькую складку губ.
Все три экспоната выставки представлены в наклонных горизонтальных застекленных витринах, что позволяет рассмотреть их с довольно близкого расстояния. Эту возможность стоит использовать художникам — им есть чему поучиться у иконописца XII века, уверен куратор.