Обычный сталинский дом буквально в минуте ходьбы от станции метро «Сокол». На первом этаже — театр «Центр драматургии и режиссуры» (ЦДР). Точнее, его основная площадка, еще две — на Беговой (там, где раньше были кинотеатр «Темп» и театр «Вернисаж») и Поварской. Спектакли идут на первых двух, а третья, расположившаяся в бывшем пространстве легендарного Театра Анатолия Васильева, скоро станет базой для лабораторий театра.
Собственно, с эксперимента 20 лет назад и началась история ЦДР. Это первый в Москве театр, ставший свободной площадкой для молодых режиссеров, которые в конце девяностых хотели работать с новой драмой. Среди них были Ольга Субботина, Владимир Агеев, Кирилл Серебренников и Михаил Угаров. Последний, кстати, был художественным руководителем театра в 2011-2012 годах. Сегодня ЦДР руководит режиссер Владимир Панков, 15 лет назад поставивший здесь свой первый спектакль в только что тогда изобретенном им жанре soundrama.
Идея создать площадку для работы молодых режиссеров исключительно с современной драматургией принадлежит режиссеру Алексею Казанцеву и драматургу Михаилу Рощину. Первый сезон открылся в 1998 году на сцене Дома актера спектаклем Вадима Данцигера по пьесе Елены Исаевой «Юдифь» с Верой Воронковой в главной роли.
В 2001-м Кирилл Серебренников поставил здесь свой первый спектакль в Москве «Пластилин» по пьесе Василия Сигарева. Ольга Субботина сделала в ЦДР первую в России постановку по пьесе классика британской новой драмы Марка Равенхилла, а Владимир Агеев представил «Игру в классики» по одноименному роману Хулио Кортасара. О ЦДР начали говорить как о новом важном театре, но своей собственной сцены у него все еще не было — спектакли играли в Доме Высоцкого.
Первое время режиссеры сами искали деньги на постановки, но в 2003-м театр получил государственный статус и финансирование, а также собственную площадку на станции метро «Беговая». Тогда же Казанцев был удостоен премии Станиславского и «Чайки» за свое детище.
В 2011 году театр возглавил Михаил Угаров, один из создателей «Театра.doc». В разные годы он поставил здесь нашумевший спектакль по собственной пьесе «Облом OFF», на который стремилась попасть вся театральная Москва, «Класс Бенто Бончева» и «Трансфер» (оба по пьесам Максима Курочкина). При Угарове режиссер Марат Гацалов создал лабораторию «Мастерская на Беговой», где молодежь представляла свои постановки совету экспертов.
В 2016 году в ЦДР начался новый период — должность худрука занял режиссер Владимир Панков. В 2003-м он поставил в ЦДР спектакль «Красной ниткой». Труппа приняла его безоговорочно. Именно он настоял на появлении творческих лабораторий и на том, чтобы театр следовал тем идеям, которые когда-то заложили в его основу создатели. Он считает, что главной задачей ЦДР должна оставаться помощь молодым талантам, у которых нет своей платформы.
Режиссер Владимир Панков: Я никогда не смотрю, я слушаю
В прошлом году с подачи Панкова на площадке на Беговой появился проект «ЦДР. Старт», дающий молодым актерам играть спектакли, созданные в стенах институтов. Одна из таких постановок — «Старосветские помещики» по Гоголю, созданная режиссером Татьяной Тарасовой с выпускниками ВГИКа.
В ближайшем будущем особое внимание уделят площадке на Поварской. Там пройдет лаборатория для молодых режиссеров, композиторов, художников и хореографов «Акустическая чистка».
Soundrama — придуманный Панковым синтетический жанр, который объединяет драматический театр, оперу и даже балет, стирая границы между разными видами искусства. Первым спектаклем в этом жанре стал «Красной ниткой» (2003) по пьесе Александра Железцова. Спектакль начинался с томительного диалога героев, переживающих жуткое похмелье: звуковое решение спектакля, состоящее из гула, шипения, хорового многоголосого причитания, произвело на публику мощнейшее впечатление. Красной нитью через весь спектакль, состоящий из обрывочных диалогов и разрозненных фраз, проходил звук — он играл собственную роль.
Спектакль показывали на фестивалях в Германии, Франции, Польши, Финляндии, Венгрии. В Польше он получил приз за оригинальную театральную форму и за лучшее музыкальное сопровождение.
Soundrama — это еще и студия, созданная Панковым в 2003 году. Резиденты — музыканты, хореографы, актеры, звукорежиссеры и композиторы. Они участвуют в международных проектах, ездят на гастроли, дают концерты, сочиняют музыку к фильмам. Самый известный — «Дети Арбата» Андрея Эшпая (2004).
Soundrama создает спектакли в сотрудничестве со многими российскими театрами. Среди них — московские Центр имени Вс. Мейерхольда, Et Cetera, «Театр наций», «Гоголь-центр». За саундрамовский спектакль «Машина» Панков в 2015 году получил «Золотую маску».
Для детей в репертуаре ЦДР есть спектакль-комикс «Спасти Супербелку» Екатерины Корабельник. Почему комикс? Представьте небольшую декорацию-экран на сцене. Меняются анимационные изображения, рядом с актерами появляются мультимедийные персонажи. Комикс создается прямо на месте, в режиме реального времени. История о девочке Флоре, которая отправилась в путешествие по миру собственных фантазий вместе с другом-белкой, очень нравится детям, особенно юным зрителям от восьми лет.
Всей семье будет интересно сходить на «Школу сна» Вячеслава Игнатова, создателя театра для детей «Трикстер» и лауреата «Золотой маски» за спектакли «Эпос о Лиликане» (2010) и «Путешествие в страну Джамблей» (2016). Зрители этого интерактивного спектакля становятся учениками выдуманной школы, где из всех наук признают только сон. Им выдают домашние тапочки и ночные рубашки. Вместо зрительного зала — огромная кровать, на которую они могут прилечь. А дальше всех учат спать как следует: академики зевоты и магистры храпа рассказывают, как лучше зевать и какие колыбельные слушать. Спектакль длится один час.
Спектакль в жанре soundrama «Старый дом» для взрослой аудитории. Владимир Панков поставил его в память об основателе театра Алексее Казанцеве по его же пьесе. Выйти на одну сцену с начинающими актерами Панков пригласил Елену Яковлеву («Интердевочка», «Каменская») и Елену Шанину («Двенадцать стульев», «Принцесса цирка»). В спектакле звучит музыка Булата Окуджавы, Жоржа Гарваренца, Сергея Родюкова.
В 2017 году в репертуар театра вернулся легендарный спектакль Казанцева «Москва — открытый город», построенный на историях жителей столицы. Он шел на сцене ЦДР 10 лет, постоянно меняясь. Сегодня постановка совершенно новая: Панков соединил в нем проект Казанцева со своей знаковой работой начала нулевых «Переход». На выходе получился спектакль «Москва — открытый город. Переход», живое напоминание об истории театра.
В конце 2017-го Панков поставил в ЦДР «Кеды». Это третья работа молодого драматурга Любы Стрижак, написанная в 2011 году. Через год она завоевала приз «Пьеса СегоДня» на Международном фестивале театра и кино «Текстура». Главные герои — молодые музыканты, которые пытаются найти смысл жизни и заодно купить новую пару кед.
«Однорукого из Спокана» по пьесе ирландского короля черного юмора Мартина Макдонаха о человеке, который ищет когда-то сделавших его инвалидом злодеев, тоже поставил Владимир Панков. «Нам было интересно изучить стилистику иностранного черного юмора и перенести его на отечественную сцену», — говорит режиссер.
Дмитрий Акриш, участник первой режиссерской лаборатории ЦДР, в декабре выпустит спектакль «Раковый корпус» по Александру Солженицыну. На сцене — большая больничная палата. Каждый из ее обитателей проходит путь от отрицания болезни до принятия.
В кафе театра (постоянно действующее, работающее для посетителей) проходят концерты, поэтические вечера и перформансы, которые можно посетить абсолютно бесплатно в рамках проекта «ЦДР. Live».
Для детей — бесплатный проект «ЦДР. Каникулы» по принципу летнего лагеря. С ними занимаются хореографией, рассказывают о закулисной жизни, о том, как технически ставят спектакль, объясняют, как работать с декорациями, светом, звуком.
Для профессионалов в театре действуют лаборатории: режиссерская, хореографическая, драматургическая и акустической читки. На данный момент работа идет в хореографической «Процесс. Сказка» и второй междисциплинарной «Акустическая читка». Куратор режиссерской — Владимир Панков. ОТбор участников проводится на конкурсной основе. За эти занятия платить тоже не надо.
Проект «ЦДР. Диалог» также включает в себя лекции, дискуссии с режиссерами и актерами. Они подробно рассказывают о своих постановках — от замысла до воплощения.