Современная Москва предлагает множество мест, где можно весело провести время, — достаточно взглянуть на ее культурную карту и выбрать что-то по вкусу и настроению. Раньше, в XIX веке, такого изобилия не было, но все же горожане находили, где и чем себя развлечь. Подробнее об этом рассказали член Общественной палаты города Москвы историк Москвы главный редактор журнала «Московское наследие» Филипп Смирнов и историк старший научный сотрудник Музея Москвы Лариса Скрыпник.
В XIX веке в Москве отводили специальные места для зимних народных гуляний. Например, можно вспомнить о двух из них: первое располагалось на Девичьем поле — примерно там, где сейчас находится Общевойсковая академия Вооруженных сил Российской Федерации, а второе — на нынешнем Новинском бульваре.
Тогда, конечно, эти места никак нельзя было назвать благоустроенными. Они представляли собой открытые пространства, где из телег на время праздников делали импровизированные подиумы, на которых выступали народные коллективы. Здесь же устанавливали разного рода простые аттракционы — например, делали качели из бревен, катались на ледяных горках и санях.
Проголодавшиеся могли найти себе угощение. Были популярны уличные блинницы: в специальной бочке разводили огонь, а на нее ставили сковороду на ножках — в ней и выпекали блины. За сравнительно невысокую цену можно было купить всенародно любимый десерт — сушеную грушу-дичку. Кроме того, продавали пирожки с разнообразными начинками, баранки, сушки и калачи.
Запивали все это чаем — кто-то приносил травы с собой, кто-то покупал уже на месте. Кипяток можно было приобрести тут же: с утра торговцы растапливали самовары, доводили воду до кипения, а потом, по мере того как она расходовалась, доливали новую.
Еще в 1817 году крестьянин Семен Кокорин взял в аренду участок от Московского императорского воспитательного дома до Москворецкого моста под устройство зимних гуляний. Согласно контракту, заключенному с городскими властями, он был обязан ежегодно вносить в казну «оброка по 1305 рублей». В «Московских ведомостях» опубликовали «вызов желающих для торгов», и на толстом льду Москвы-реки (морозы тогда стояли очень крепкие) началось строительство пряничных и сбитенных палаток, каруселей, катальных гор, «камедий» и прочих увеселительных аттракционов.
В воскресные дни, на Рождество и Новый год здесь шумела пестрая ярмарка. На высоких катальных горах, украшенных флагами и елками, народ толпился у кассы. Счастливые обладатели билетов садились в низкие саночки — «американки» или в «дилижаны» (высокие сани на шестерых человек) и с криками и смехом неслись вниз.
На специальных площадках выступали зазывалы, разыгрывали театральные сценки. Неизменной популярностью пользовались палатки с Петрушками — около них всегда бывало многолюдно и оживленно. Кроме того, существовали так называемые камедии — балаганы, стены которых были украшены огромными яркими вывесками. Они обещали невиданные зрелища: «понтоминной балет», «танцы на тугом канате», «бородатую женщину» и диковинных животных.
И конечно, на каждом шагу стояли палатки, где торговали калачами, баранками, кренделями, пряниками, конфетами, орехами, изюмом, горячим сбитнем — напитком, сваренным с использованием меда, пряностей и трав.
Аристократы XIX века главное зимнее развлечение находили в балах и маскарадах. Такие увеселения проходили круглый год, но в холодное время года их было особенно много — знать возвращалась в Москву из пригородных усадеб.
Нередко за один вечер успевали посетить несколько балов, устраивая своеобразную «карусель» по всему городу — люди веселились, разъезжая поочередно по разным гостям. Домов, где устраивали балы, было множество. Среди них особняк Разумовских, Дом Благородного собрания (ныне — Дом Союзов), городская усадьба Ивана Демидова в Гороховском переулке и многие другие.
Именно на балах в основном проходили светские дебюты девушек и юношей: в первый раз на них попадали в возрасте примерно 15 лет. Кроме того, это была своеобразная ярмарка невест — девушки на выданье и молодые люди могли присмотреться друг к другу.
Светские люди почитали за честь принимать гостей на балах хотя бы дважды в неделю. Балам предшествовали обеды, после которых гостям по правилам этикета давали с собой какое-нибудь угощение. До наших дней дошли многие забавные истории: например, в одной из них говорится о том, как дарители ели в гостях приготовленную ими запеченную утку уже в третьем доме.