Она — создатель и дирижер одного из самых известных детских хоров Москвы «Аврора». Лауреат премии «Лучший преподаватель в области музыкального искусства 2023 года». Руководитель направления «Хоровое искусство» в центре профессионального мастерства Департамента культуры столицы. Организатор конференций и семинаров для хормейстеров. Все это — об Анастасии Беляевой, заведующей хоровым отделением детской школы искусств имени В.В. Крайнева. В преддверии Международного женского дня корреспондент mos.ru поговорил с ней о том, как хоровое искусство помогает развиваться, что у него общего со спортом, сложно ли управлять коллективом из 80 детей и предоставить свободу самовыражения каждому из них.
На вопрос «Кем ты станешь, когда вырастешь?» Анастасия Беляева знала ответ с раннего детства. Уже тогда ей казалось, что нет ничего прекраснее звучания детского хора.
«Каждый человек несет собственную энергию и эмоции. А когда много людей объединяются, сила и красота увеличиваются многократно. По силе воздействия хоровое искусство мало с чем сравнимо», — убеждена она.
Музыкальное образование занимает много времени. У Анастасии Беляевой на него ушло ровно 20 лет. В родной Казани она окончила музыкальную школу и училище. Четыре года проучилась в Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова, после перевелась в Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского. Здесь же окончила аспирантуру и защитила диссертацию.
«Большинство выпускников дирижерско-хорового отделения мечтают работать со взрослым хором, а не с детским. У меня же с самого начала было желание создать именно детский хоровой коллектив. Мне повезло, сразу после окончания консерватории я пришла работать в детскую школу искусств имени В.В. Крайнева, где уже существовало хоровое отделение, была прочная база для развития» — призналась дирижер.
В школе искусств имени В.В. Крайнева Анастасия Беляева работает с 2009 года. В том же году педагог создала на базе отделения детский хор «Аврора». Спустя 10 лет он выступил на легендарной концертной площадке — в Большом зале Московской консерватории.
Детский хор «Аврора» сегодня один из самых известных в столице. Чтобы попасть в него, нужно пройти конкурс — восемь человек на одно место. Две выпускницы Анастасии Беляевой учатся в Музыкальном училище имени Гнесиных. Но воспитывать профессиональных музыкантов — не главная ее задача. Большинство детей поют в хоре ради общего развития.
«Хочется, чтобы как можно больше детей и взрослых приобщались к хоровому искусству. История нашей страны тесно с ним связана. Пение сопровождало людей на всех этапах жизни — с самого детства, когда мама пела колыбельные, а затем в повседневной жизни, в церкви, на праздниках и свадьбах, даже когда работали, люди пели. И всегда пели на несколько голосов! Поэтому тяга к хоровому пению заложена в нас на генетическом уровне. Кроме того, музыка духовно развивает человека. А в хоре дети познают ее через самый трепетный, тонко настраиваемый инструмент — голос», — подчеркнула Анастасия Беляева.
В выпускниках она видит, как искусство, заложенное ею, помогает им во взрослой жизни. Ребята умеют управлять речью, выражать эмоции, они уверены в себе. Несмотря на то что преподаватель не гонится за регалиями, у нее их достаточно. В 2022 году «Аврора» удостоилась звания лауреата первой степени грантов Мэра Москвы в сфере культуры и искусства в номинации «Хоровое пение». В 2023-м Анастасия Беляева получила премию Министерства культуры «Лучший преподаватель в области музыкального искусства».
«Для меня звания значимы, но не как личные награды, а как признание хорового искусства на городском и государственном уровнях. Такая поддержка дает понять детям, что наше творчество важно», — отметила она.
Сергей Собянин: 15 педагогов Москвы удостоены премии Минкультуры РоссииЖить искусством: лауреаты конкурса грантов Мэра Москвы — о творчестве и упорном труде
В ответ на вопрос о том, в чем секрет успеха, Анастасия Беляева улыбается. Она утверждает, что секрета нет: за результатом стоит кропотливая работа.
«Мы все вместе — дети, их родители, педагоги — вкладываем много сил, чтобы добиться лучшего звучания. Хоровое искусство напоминает спорт. Не бывает чемпиона мира, который не посвящает спорту большую часть своей жизни. В музыке абсолютно так же — высокий результат требует времени, желания, сил, терпения и умения справляться с нервами. За каждым сольным концертом в два отделения стоит большая работа детей, родителей и прежде всего руководителя коллектива. Но это того стоит! Когда ты выходишь на сцену, видишь устремленные глаза слушателей и отдаешь свое сердце музыке — это незабываемые эмоции», — поделилась дирижер.
«Аврора» состоит из двух хоров: младшего и старшего. На вступительном экзамене дети должны спеть и выполнить упражнение на слух. Педагог предлагает начать обучение тем, у кого наиболее развита память, чувство ритма. В младшем хоре учатся дети от шести до 10 лет, в старшем — от 10 до 16–17 лет. Коллективы немаленькие, по 70–80 ребят. Все распределены по партиям: высокие, средние и низкие голоса, сопрано, альты.
«Начинаем с разминки и дыхательных упражнений, потом переходим к распевке и собственно пению. Чтобы погрузиться в произведение, мы обязательно говорим о музыке, рассуждаем о смысле стихотворений, которые легли в ее основу, изучаем историю и культуру разных стран. Иначе как ребенку понять и полюбить, например, музыку Баха, который творил в XVIII веке в Германии? Также я слушаю детей по отдельности, чтобы они могли свободнее и увереннее раскрывать голос в хоре», — подчеркнула дирижер.
Юные хористы исполняют произведения Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, Михаила Глинки, Феликса Мендельсона, Франца Шуберта и многих других композиторов, в том числе современных, русские народные песни. Их наставница еще и новатор. Она сделала коллектив флагманом современного хорового искусства. «Аврора» сотрудничает с композиторами, артистами, режиссерами, хореографами, ищет новые форматы и организует большие проекты. Например, в феврале в концертном зале «Зарядье» состоялась премьера музыкального спектакля «Сны в детство» с участием детского хора и народного артиста России Сергея Маковецкого, автором идеи, музыкальным руководителем и дирижером которого стала Анастасия Беляева.
Анастасия Беляева взмахивает руками — детские голоса заполняют все пространство, дает знак закончить — и они замолкают в одну секунду. Хор мгновенно реагирует на каждое ее малейшее движение. Чтобы достигнуть такого единогласия, требуется терпение и понимание психологии детей.
«Как я уже говорила, пение многих умножает силу воздействия на слушателя. Но есть и обратная сторона. Результат, который получает сольный исполнитель (пианист, скрипач, вокалист), напрямую зависит от него самого, а в коллективе мы зависим от каждого. Занимался ли певец дома, пришел ли на занятие, в хорошем ли он настроении — все это влияет на общее звучание. Если из 70 человек двое-трое “выключены”, это слышно», — уточнила хормейстер.
В «Авроре» действует правило: оставить все дела и проблемы за пределами зала, здесь существует только музыка, и она требует максимального погружения от каждого певца. Хор начинается с дисциплины. Следует вовремя приходить на репетиции, не пропускать, самосовершенствоваться. Так у детей развивается ответственность перед собой и окружающими. А вот раскрыть талант ребенка нетрудно, добавила педагог.
«Сложно тем, кто делит детей на талантливых и неталантливых. Мне кажется, каждый ребенок уникален. И я всегда говорю детям, что в них есть все, чтобы быть гармоничными, свободными и яркими», — полагает она.
Анастасия Беляева организует научно-практические конференции, семинары и мастер-классы для хормейстеров, фестивали и концерты детских коллективов. Разрабатывает образовательные программы по хоровому направлению, проводит мастер-классы для юных артистов по всей стране, преподает в летних хоровых школах, входит в состав жюри региональных, всероссийских и международных хоровых фестивалей и конкурсов. И она не собирается останавливаться.
«В будущем хотелось бы дирижировать не только детским хором, но и оркестром, и такой опыт у меня уже есть. Надеюсь защитить докторскую диссертацию на тему работы с детским хором, когда-нибудь стать профессором Московской консерватории. Саморазвитием можно заниматься бесконечно. А самые мои главные учителя — дети, они не перестают удивлять своей развитостью, осознанностью, глубиной мысли. С их помощью я прежде всего чувствую время и понимаю, в каком направлении нужно двигаться. Благодаря им учусь принимать и прощать, в том числе и себя. Работа с детьми требует больших затрат энергии, но она возвращается, если любишь и веришь в свое дело. Потому что самая большая цель — сделать этот мир лучше, ведь дети — это наше будущее», — заключила дирижер «Авроры».
Искусство танцевать: ученики московских школ искусств — о любви к хореографии и секретах победОт первого взмаха кистью — к выставкам: как московские художественные школы развивают таланты детейМузыка, за которой стоят традиции: педагоги и ученики школ искусств Москвы — о фольклорном направлении