Не стало Инны Чуриковой — всенародно любимой актрисы, одинаково блистательно справлявшейся с ролями рабочих девчонок, женщин трудной судьбы и английских королев. У каждого своя любимая роль Инны Михайловны: отчаянно любящая Паша в «Начале», робкая мама незадачливого Ивана в «Курьере», яростная супруга Генриха II Алиенора Аквитанская, вступившая в противоборство с мужем, в «Аквитанской львице» и многие другие. В материале mos.ru — главные роли актрисы на сцене и экране.
Инна Чурикова родилась в поселке Белебей Башкирской АССР (сейчас — город Белебей в Республике Башкортостан) 5 октября 1943 года в семье агрономов Михаила Кузьмича и Елизаветы Захаровны. В Москву она переехала, будучи старшеклассницей, вдвоем с мамой. Инна Михайловна часто вспоминала в интервью: мать всегда поощряла ее желание стать актрисой. Уже в 15 лет девушка начала участвовать в спектаклях молодежной студии при Московском драматическом театре имени К.С. Станиславского (сегодня — «Электротеатр Станиславский»).
Поступить в театральное Инне Чуриковой удалось не с первого раза: сначала пришлось пережить отказ приемной комиссии Щепкинского училища, потом — Школы-студии МХАТ. В 1965 году Инна Чурикова окончила Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина с красным дипломом. Еще студенткой она начала сниматься в кино — ее дебютом стала роль одноклассницы главной героини ленты «Тучи над Борском» (1960).
После выпуска актрису приняли в Московский театр юного зрителя, где она проработала несколько лет. Среди ролей, сыгранных на этой сцене, — Баба-яга в «Двух кленах» по Евгению Шварцу, Лиса в «Зайке-зазнайке» по Сергею Михалкову. К этому времени в карьере Инны Чуриковой отсылает фильм «Начало» (1970) Глеба Панфилова, в котором она сыграла трогательную ткачиху Пашу, в свободное от работы время занимающуюся в любительском драмкружке маленького городка. Кинорежиссер, приехавший из Москвы искать непрофессиональную актрису на роль Жанны д’Арк, впечатляется Пашиным исполнением Бабы-яги и помогает ей поверить в то, что она Орлеанская дева.
Это был второй фильм Панфилова, в котором сыграла Чурикова. Первым был «В огне брода нет» — дипломная работа режиссера, посвященная Гражданской войне. Роль санитарки Тани Теткиной, неожиданно открывшей в себе талант художницы, принесла юной актрисе премию Международного кинофестиваля в Локарно. Во время съемок «Начала» Инна Чурикова и Глеб Панфилов поженились. Так актриса стала музой режиссера, супруги часто работали вместе и в кино, и в театре.
В 1975 году Инна Чурикова поступила в труппу Ленкома (сейчас — Ленком Марка Захарова). Здесь в полной мере раскрылся ее талант драматической актрисы: дебютом на сцене Ленкома стала роль Неле в спектакле Марка Захарова «Тиль», позже были роли комиссара в «Оптимистической трагедии» по Всеволоду Вишневскому, Аркадиной в «Чайке» и Анны Петровны в «Иванове» по Антону Чехову. В 1976 году состоялась премьера шекспировского «Гамлета» в постановке Андрея Тарковского, где Инна Чурикова сыграла Офелию. Десятью годами позже она вышла на сцену в роли королевы Гертруды в новой постановке «Гамлета», созданной Глебом Панфиловым.
Особая царственность и аристократизм Инны Михайловны подарили зрителям много королевских образов. Помимо Гертруды, королевы Дании и матери Гамлета, она играла Алиенору Аквитанскую в спектакле «Аквитанская львица» (2012) по мотивам пьесы Джеймса Голдмена «Лев зимой». В 2017 году в Театре наций состоялась премьера спектакля Глеба Панфилова «Аудиенция» по пьесе Питера Морана, сюжет которой строится вокруг аудиенций, которые королева Великобритании Елизавета II еженедельно давала премьер-министрам с восхождения на престол в 1952 году. «Аудиенция» охватывает временной отрезок длиной более полувека. Инна Михайловна блистательно исполнила главную роль, проходя вместе со своей героиней разные возрастные этапы.
Играла Инна Чурикова венценосных особ и в кино. Например, в историческом телесериале «Тайны дворцовых переворотов» (2008) она перевоплотилась в императрицу Анну Иоанновну.
Инна Михайловна создала на экране много женских образов, снискавших особенную зрительскую любовь. Все они разные, часто диаметрально противоположные. В народной памяти навсегда останутся ее вредная, но по-своему очаровательная Марфушенька-душенька в фильме-сказке «Морозко» (1964), нескладная Розочка Любашкина в комедии Георгия Данелии «Тридцать три» (1965), искренняя Нелли по прозвищу Колдунья в «Старшей сестре» (1966) Георгия Натансона, отчаянно любящая Вера Нетужилина в «Военно-полевом романе» Петра Тодоровского, несгибаемая Васса в «Вассе» (1983) Глеба Панфилова, чудаковатая Ася Клячина в «Курочке Рябе» (1994) Андрея Кончаловского, загадочная Хлоя в «Плаще Казановы» (1993) Александра Галина.
В кино Инна Михайловна часто играла матерей, все эти матери совершенно не похожи друг на друга: робкая и нездешняя мама главного героя в «Курьере» (1986), все понимающая Ниловна в «Матери» (1989), снятой Глебом Панфиловым по одноименному роману Максима, нервная Нина Елизаровна в трагикомедии «Ребро Адама» (1990), «тетя-мама» Кроликова, Шнпиерсона и Алмазова в фарсовой комедии Владимира Меньшова «Ширли-мырли».
Последней киноролью Инны Михайловны стала Старица в фильме «Иван Денисович» Глеба Панфилова. В 2022 году картина получила премию «Золотой орел» в двух номинациях — лучшая режиссерская работа и лучшая мужская роль (исполнитель главной роли Филипп Янковский).
В кино Инна Михайловна часто играла матерей, и все они совершенно не похожи друг на друга: робкая мама главного героя в «Курьере» (1986) Карена Шахназарова, все понимающая Ниловна в «Матери» (1989), снятой Глебом Панфиловым по одноименному роману Максима Горького, нервная Нина Елизаровна в трагикомедии «Ребро Адама» (1990) Вячеслава Криштофовича, тетя-мама Кроликова, Шниперсона и Алмазова в фарсовой комедии Владимира Меньшова «Ширли-мырли».
Последней киноролью Инны Михайловны стала старица в фильме «Иван Денисович» Глеба Панфилова. В 2022 году картина получила премию «Золотой орел» в двух номинациях — «Лучшая режиссерская работа» и «Лучшая мужская роль» (приз получил исполнитель главной роли Филипп Янковский).
В 1977 году Инне Чуриковой было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР. Народной артисткой РСФСР она стала в 1985-м, а народной артисткой СССР — в 1991-м. Инна Михайловна — полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», а также почетный член Российской академии художеств.
Среди международных профессиональных наград актрисы в области кино — приз Международного кинофестиваля в Вальядолиде и «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля за лучшую женскую роль второго плана в «Военно-полевом романе», два приза Международной федерации кинопрессы в номинации «Лучшая актриса года» за роли в фильмах «Ребро Адама» и «Плащ Казановы».
Главная роль в «Вассе» принесла Чуриковой Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых (1986). Кинопремию «Золотой орел» актрисе вручили за роли в телесериалах «Идиот» (2004) и «В круге первом» (2007).
Четырежды Инна Михайловна становилась лауреатом российской кинопремии «Ника». Жюри премии в разные годы отмечало не только ее кинороли. В 2013 году Инна Михайловна получила специальный приз «Ники» в номинации «Честь и достоинство» в паре с Глебом Панфиловым. В 1995, 1997 и 2017 годах актрисе была вручена театральная премия «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучшая женская роль» за исполнение ролей Аркадиной в «Чайке» (Ленком), Антониды Васильевны в спектакле «Варвар и еретик» (Ленком) и Елизаветы II в «Аудиенции» (Театр наций).
В 2019 году Инна Чурикова получила специальную награду национальной театральной премии «Золотая маска» с формулировкой «За выдающийся вклад в театральное искусство».