Воздушные гимнасты в сверкающих трико под куполом, акробаты в разноцветных костюмах на качающейся доске, фиолетовый клоун, напоминающий мистера Бина, — все это показывают в программе «Цирковых дивертисментов» в ландшафтном парке «Южное Бутово». Представления идут каждую пятницу, субботу и воскресенье до 14 сентября в рамках проекта «Лето в Москве». Зрители видят динамичную картинку, но, чтобы подготовить такое действо, артисты тренируются часами и днями, не жалея себя, и зачастую рискуют. Корреспонденты mos.ru побывали за кулисами шапито, а точнее, за форгангом, как здесь говорят, узнали, как проходят репетиции, какую награду ждут те, кто на манеже, и услышали яркие истории из жизни цирковых.
В рамках городского проекта «Лето в Москве» открыты три цирка шапито: в ландшафтном парке «Южное Бутово», Измайловском парке и кинопарке «Москино» — «Цирковые дивертисменты», в которых работает большая команда профессионалов. Этот проект Мэра Москвы создавался при участии столичного Департамента культуры.
Шапито в Южном Бутове — самое большое и рассчитано на 920 зрителей. Диаметр манежа составляет 12 метров. Красно-бело-синий шатер с двумя башенками, который здесь называют палаткой, видно издалека. Он складной: когда шапито переезжает, конструкция помещается в четырех фурах. Чтобы смонтировать его, понадобилось четыре недели. Рабочие уложили на площадке 260 бетонных плит, установили внутри 200 световых приборов, провели пять километров кабеля. Все — ради того, чтобы увидеть улыбки зрителей и блеск в их глазах.
Шпрехшталмейстер (ведущий цирковой программы, конферансье в цирке) Роман Коробко — артист в третьем поколении.
«Я из семьи эквилибристов. Когда мне исполнилось 16, отец одним из первых в России открыл шапито. Это было в 1996-м. Поэтому для меня этот формат понятен и любим с детства. А в нашей программе в ландшафтном парке “Южное Бутово” помимо ведущих артистов региональных цирков России участвуют и титулованные представители Большого московского цирка на проспекте Вернадского», — говорит наш собеседник.
Он встречает нас у входа в шатер, где как раз идет репетиция. Мелькает свет, то желтый, то красноватый. «Женя, дай больше белого!» — кричит ведущий осветителю. Тем временем на манеж выходят артистки балета Большого московского государственного цирка на проспекте Вернадского и выстраиваются по краям, образуя подобие цветка. Они пока в спортивных костюмах, и трудно представить, какими красками заиграет их номер, когда начнется представление.
На манеже 15-летняя эквилибристка Алиса Удалова сидит на шпагате. Завидев нас, улыбается, но позу не меняет: нужно растянуть мышцы перед шоу. Девушка будет делать стойки и сальто.
«Несколько лет назад мама отвела меня в цирковую студию, и у меня сразу начало получаться, хотя в семье никто ничем подобным не занимался. Выступаю уже два года. Ездила на гастроли в Казань, Минск, Баку, Сочи. Правда, со школой такая деятельность не очень совместима, но я учусь дистанционно. Дальше планирую поступать на заочное отделение творческого вуза и продолжать работать в цирке», — рассказывает эквилибристка.
Опытные артисты, отточившие и отполировавшие свои номера до блеска, отдыхают перед выступлением. Им достаточно тренироваться по два-три часа, и то не каждый день. Они ждут представления в 15 серебристых вагончиках, представляющих собой маленькие комнаты с кроватями, шкафами, холодильниками, столиками. Когда шапито переезжает, цирковые живут в таких «домах».
Клоун Владислав Богданов наносит в своем вагончике грим. Правда, это совсем не ярко-красная улыбка на все лицо и не белые тени вокруг глаз, а тональный крем и легкая подводка. «Я также не ношу огромные ботинки, клетчатые брюки и поролоновый нос. Моя одежда — в сдержанных тонах: белая рубашка, черная жилетка, фиолетовый костюм», — объясняет собеседник mos.ru.
Артист изображает чудаковатого, но при этом серьезного персонажа вроде мистера Бина из комедийного британского сериала. На манеже он будет разыгрывать зрителей, именно они решат, как сложится сюжет. Например, в репризе «Лошадь» предложит мужчине из зала оседлать палку с головой коня, а женщине — станцевать танго, после чего, если оба справятся с задачей, устроит для них свадебную фотосессию.
Владислав Богданов малоразговорчив. А акробат Виктор Рощин, напротив, искрометно шутит и смеется. Цирковые суеверны. Одни считают, что нужно хранить молчание и пребывать в тишине, пока не начнется выступление, другие зазывают коллег на веселые посиделки.
«В цирке много примет. Например, перед шоу не стоит приближаться к артисту, если он сам того не захочет, и ни в коем случае нельзя переходить ему дорогу, иначе жди неприятностей. И еще мы никогда не поворачиваемся спиной к манежу: это неуважение», — делятся цирковые.
В «Цирковом дивертисменте», программу которого назвали «Магия цирка», участвуют более 30 артистов. Формат шоу был выбран не случайно, ведь дивертисмент — это отдельные, быстро сменяющие друг друга номера. «В этой программе организаторы делали упор на темп, драйв, романтику, покорение невозможного», — говорит ведущий цирковой программы.
В начале дивертисмента на манеж выходят все участники, и арена превращается в пестрый узор: балерины в фантазийных пачках, акробаты в ярких комбинезонах на ходулях, воздушные гимнасты в переливающихся трико. Парад сопровождает энергичная музыка.
После приветствия зрителей картинка на манеже начинает стремительно меняться. На кольце под куполом вращается Наталья Бойкова. Девушка работает без лонжи — так называется в цирке ремень-страховка. Она бесстрашная, бросает судьбе вызов. Однажды побила мировой рекорд: повернулась вокруг кольца 50 раз подряд, желая обогнать американскую гимнастку, которой удалось сделать 47 оборотов. Правда, не учла, что при трении спиной об ось можно получить травму, и сильно поранила кожу. Но это ее не остановило. Вся ее жизнь — дивертисмент.
«Я сирота, родилась в Тверской области. В 14 лет меня усыновили приемные родители и увезли в Германию. Там я пошла в цирковое училище. В 18 вернулась в Россию и забрала из детдома своих трех младших сестер. Вырастила их как родных детей», — вспоминает Наталья Бойкова.
Выходят иллюзионисты — супружеская пара Анна Лапиадо и Алексей Малёнкин с репризой «Трансформация». По сюжету фотограф снимает девушку на настоящую старинную камеру, а та ежеминутно переодевается чудесным образом в наряды всех цветов радуги.
Анна Лапиадо недавно узнала, что она — из старейшей цирковой династии в России, которой 200 лет, причем основателями ее были западные европейцы.
«Все мои предки работали с лошадьми. И я начинала в номере деда как наездница. Но при этом всегда завороженно смотрела на воздушных гимнастов. И вот познакомилась с будущим мужем, который оказался гимнастом, и стала с ним выступать. Сейчас мы переквалифицировались в иллюзионистов. Меня часто спрашивают: “Как вам удается так быстро менять платья во время номера?” Я отвечаю, что мой супруг — волшебник», — смеется артистка.
На арену выбегают акробаты в ярко-желтых костюмах из команды Jump and roll под руководством Виктора Рощина. Не останавливаясь ни на секунду, ребята прыгают, переворачиваясь в воздухе, на подкидной доске, известной как корейская или «часики», а между кульбитами танцуют. Один молодой человек случайно приземляется мимо мата, но номер не прерывается: он тут же вскакивает в фигурном прыжке и присоединяется к остальным.
«Да, цирк — травматичный вид искусства. Мы рискуем, чтобы поразить зрителя. Так меня учили с детства. Ведь я из цирковой династии, которой 110 лет. Одним из наших предков был борец-богатырь Иван Поддубный. По маминой линии все акробаты и каскадеры, я сам на арене с трех лет», — говорит Виктор Рощин.
Зал замирает, музыка стихает. На манеже Руслан Семенцов и заслуженная артистка России Мария Болдырева с «Партерной рамкой»: акробат, стоя на верхней планке рамки, завязывает глаза себе и партнерше, подбрасывает ее в воздухе и ловит, а она еще успевает вращаться в воздухе. Номер без права на ошибку.
«Мы оба пришли из спорта, закаленные. Наше правило — не прыгать выше своей головы, то есть не стараться сделать лучше, чем ты умеешь», — улыбается Мария Болдырева.
Дивертисмент заканчивается. Аплодисменты настолько громкие, что, кажется, звенят стекла прожекторов. Артисты расходятся по вагончикам. Там они могут позволить себе вытянуться на кровати, ощутить, как напряжены мышцы, осознать степень риска, на который только что пошли.
«Когда мы перед зрителями, у нас нет иной поддержки, кроме аплодисментов, восторженных вздохов и восхищенных глаз. Это дает артистам такие силы, что они даже не чувствуют боли, если получают травму, и готовы повторить номер снова и снова. Не жалейте нас. Этот городской проект создан, чтобы сломать стереотип, будто цирк — только для детей, и, думаю, нам это удалось. Высшая награда для цирковых, когда зал встает в конце спектакля и кричит “Браво!”. Просто приходите и радуйтесь», — резюмирует шпрехшталмейстер в ландшафтном парке «Южное Бутово».
Билеты на «Цирковой дивертисмент» можно купить с помощью сервиса «Мосбилет».
Проект «Лето в Москве» — главное событие сезона. Он объединяет самые яркие мероприятия столицы. Ежедневно во всех районах города проходят благотворительные, культурные и спортивные программы, большинство из которых бесплатные. «Лето в Москве» проводится во второй раз, и этот сезон станет более насыщенным: к традиционным фестивалям и мероприятиям прибавятся новые — оригинальные и красочные.
Цирки шапито в рамках проекта «Лето в Москве»Три цирка шапито «Лета в Москве» посетили более 40 тысяч зрителей«Спектакль всегда зависит от всех». Тереза Дурова — о живом театре и искусстве без фальшиСобянин: За два месяца проект «Лето в Москве» объединил 30 миллионов гостей
Оперативно узнавайте главные новости столицы в официальном телеграм-канале Москвы.