Парковая скульптура усадьбы Кусково — уникальное явление в истории и культуре России, она служит ярким примером того, как оформляли регулярные парки в середине и второй половине XVIII столетия. Оригинальную мраморную пластику для Кускова создавали по большей части итальянские мастера, но есть в коллекции и работы отечественных скульпторов.
Коллекция не имеет аналогов и повторений — владелец Кускова граф Петр Борисович Шереметев собирал ее для усадьбы почти 40 лет. Скульптура не только украшала парк, но и служила образовательным целям: знакомила гостей с историей и античной мифологией, приобщала к европейскому искусству. Была у нее и важная функция с точки зрения ландшафтной архитектуры: статуи организовывали пространство парка, расставляли определенные акценты и создавали смысловые группы. Кроме того, вся усадьба Кусково время от времени становилась своеобазной праздничной площадкой: здесь проводили многолюдные гулянья, ставили спектакли, и скульптура тоже была частью оформления и театральных декораций.
Сейчас в парке расположено 55 произведений — круглая пластика в полный рост и бюсты, представляющие античных богов, героев древнегреческих и древнеримских мифов, а также исторических личностей. О некоторых предметах коллекции — в материале mos.ru.
Комод из Версаля и «особливая» беседка. Узнаем тайны усадьбы Кусково
Диану, богиню Луны и лесов, сестру Аполлона, можно увидеть, если обойти Итальянский домик справа. Безошибочно узнать ее помогут характерные атрибуты — полумесяц на голове и собака у ног. Богиня покровительствовала охотникам, а усадьба славилась своими угодьями. По четвергам и воскресеньям съезжавшиеся в имение гости могли принять участие в графской охоте. Петр Борисович Шереметев особенно любил охотиться с собаками и построил в Кускове целый псарный двор, где, согласно архивной описи, была даже специальная баня. Гончих граф выписывал из Англии, а охоту обеспечивал целый штат, в который входили ловчий, корытничии, псари, выжлятники и другие работники.
Статуя Аполлона, расположенная перед дворцом, изображает бога Солнца в виде юноши, опирающегося на лиру, — он считался покровителем музыкантов и поэтов. Сохранившиеся архивные документы Петра Борисовича Шереметева позволяют предположить, что это была одна из первых скульптур, появившихся в парке.
А на колонне рядом с поперечной аллеей находится статуя Минервы. Ее установили в честь визита в Кусково Екатерины II в 1775 году, когда в Москве праздновали подписание мирного договора с Турцией. Колонна создана по образцу тех, что находились в Царском Селе, автором скульптуры называют академика Императорской академии художеств Архипа Иванова. Есть легенда, что карельский мрамор для колонны подарила усадьбе сама императрица.
Богиня мудрости и разума, исполнительница законов и защитница гражданских прав ассоциировалась с правительницей у многих. Например, великая княгиня Мария Федоровна, урожденная София-Доротея-Августа-Луиза, принцесса Вюртембергская, подарила Екатерине ее портрет в виде камеи, на котором представила императрицу в образе Минервы.
Персонажей, представляющих водную стихию, в коллекции много — возможно, это связано с тем, что усадьба располагается в местности, где раньше было несколько водоемов, небольших рек и запруд.
Скульптура морской нимфы Фетиды, держащей в руках похожее на рыбу существо, находится на площадке перед павильоном «Грот». Фетида — нереида, одна из дочерей бога водной стихии Нерея, которые, согласно мифам, жили в гротах (то есть подводных пещерах). Статуя продолжает тематику паркового павильона: его купол увенчан каменным фонтаном, ажурные решетки на дверях и окнах напоминают водоросли, а в оформлении интерьера Иоганн Фохт использовал более 24 тысяч раковин из Средиземного, Красного, Японского и Черного морей, а также водоемов Подмосковья.
Кроме того, неподалеку от «Грота» можно увидеть богиню рек, ручьев и озер Наяду. Рукой она придерживает сосуд, из которого выливается вода, на статуе выбита монограмма BS — вероятно, авторская, что дополнительно подтверждает итальянское происхождение скульптуры.
Нутрь из раковин витых. Как был построен и украшен «Грот» в Кускове
«Река Скамандр» — аллегорическое изображение реки, на которой в XIII–XI веках до нашей эры стояла древняя Троя. Часто речных богов изображали в виде старцев, опирающихся на урну с водой, дополнять изваяние могли весло, тростник или водоросли. Скульптура бога Скамандра — самая большая в кусковском регулярном парке, она находится в партерной части. На изваянии тоже есть монограмма BS, а на передней стороне в основании высечена надпись La fleuve Scamandre.
Неподалеку от Голландского домика и пруда расположились четыре статуи, среди них — аллегория реки Кусковы, некогда протекавшей неподалеку и, вероятно, давшей название усадьбе. Это одно из произведений отечественных скульпторов. Как раз к середине XVIII века прерванная традиция работы по камню в России возобновляется — мастера, прекрасно владеющие навыком резьбы по дереву, приобретают новый опыт. «Божество» Кусковы в представлении художника — это, как и Скамандр, старец, в его руках небольшой сосуд с водой.
Усадебную коллекцию скульптуры подбирали, руководствуясь (во всяком случае, частично) известной «Росписью», которую прислал в Россию в 1716 году дипломат Петра I. Там было указано, какие статуи могут располагаться в парках и на какие группы (или манеры) их можно разделить. Одна из них, так называемая римская манера, предполагала парные скульптуры мифологических персонажей, в основном из «Метаморфоз» Овидия. И близ павильона «Эрмитаж» можно увидеть бюсты Орфея и Эвридики. Анализ стиля, размеров и пластических приемов позволяет предположить, что эти парные скульптуры изготовили в одной мастерской.
Лесная нимфа Эвридика, жена певца и музыканта Орфея, погибла от укуса змеи. Орфей отправился к властителю подземного мира Аиду, чтобы попытаться вернуть супругу. Аид, очарованный звуками лиры, позволил Эвридике уйти, но с условием: покидая царство мертвых, Орфей не должен оглядываться. Всего за один шаг до выхода он забыл о предостережении и обернулся, а Эвридика навсегда осталась в потустороннем мире.
Другая пара скульптур — Вертумн и Помона. В «Метаморфозах» Овидий рассказывает историю о сватовстве бога смены времен года, мастера перевоплощений Вертумна к богине плодов Помоне. Брак состоялся, и пара уже вместе продолжила заботиться о процветании садов Италийской земли. Кусковская Помона изображена в традиционной манере с рогом изобилия (статичность фигуры, возможно, говорит о том, что изначально ее хотели разместить около здания), а Вертумн — с яблоками и виноградом.
Чтобы сохранить скульптуры, в Кускове за ними тщательно ухаживают. Например, на зиму их традиционно укрывают в защитные футляры: мрамор хорошо впитывает влагу в микроскопические поры и трещины. Замерзая, жидкость разрывает камень изнутри, так что осадки и заморозки могут повредить статуям. Поэтому скульптуры в парке готовят к зиме заранее, с середины октября, а открывают, когда сильных заморозков уже не ожидается.
Подмосковный Парнас. Как создавался кусковский усадебный парк
В 2019 и 2020 годах кусковские скульптуры отреставрировали. Перед специалистами стояла масштабная задача — восстановить 50 произведений. Почти за три столетия на открытом воздухе некоторые статуи утратили авторскую пластику, а мрамор изменил цвет и покрылся трещинами. Но благодаря усилиям реставраторов сегодня гости усадьбы могут видеть скульптуры в их первозданном виде.
Музейно-храмовый комплекс Военных сил России
«Московская A Cappella». Победители 2024