В Новой Третьяковке 27 марта откроется выставка «Семен Файбисович. Ретроспектива».
Семена Файбисовича считают классиком фотореализма. С творчеством мастера знакомы зрители и коллекционеры России, США, Германии, Великобритании, Венгрии и других стран Европы.
Герои Файбисовича — обычные прохожие, дворовые бабушки, продавцы, мигранты и бездомные — все те, кто создает настоящий городской колорит.
В первых работах Семен Файбисович обращался к мотивам телесности и материальности предметного мира, что нашло выражение в таких работах, как «Кухонные фактуры» (1980), «Выстрел» (1982) и «Метаморфозы» (1983).
Затем художник переключился на сюжеты и образы из позднесоветской действительности. Будущих персонажей своих работ он искал в общественных пространствах: на вокзалах, за стеклом городского автобуса, в метро, в вагоне подмосковной электрички. Результатом стали циклы «Рейсовый автобус» (1983–1984), «Московский метрополитен имени Ленина» (1985–1987) и «Подмосковная электричка» (1986–1990).
В отличие от коллег-современников, творческий посыл Семена Файбисовича был лишен в то время какой-либо социальной критичности или иронии. Позднее он скажет, что ему удалось запечатлеть портрет ушедшей эпохи.
В 1988 году Семена Файбисовича пригласили работать в США. Здесь он пробыл около двух лет. Вернувшись в Россию, мастер начал новый проект. Полотна из серии «Негативы» соотносятся с остаточным изображением на сетчатке глаза. Другой живописный проект — «Вместе со Спилбергом (опыт деконструкции)» (1995) — демонстрирует метаморфозы зрительного восприятия эпизода из фильма «Список Шиндлера».
В 1995 году художник перестал заниматься живописью, полностью погрузился в литературу и выставлял только фотографии, инсталляции и видео. К живописи Семен Файбисович вернулся лишь спустя 12 лет.
Специальный раздел экспозиции в Новой Третьяковке Comeback будет посвящен новому творческому этапу. Один из циклов — «Разгуляй» (2008–2009). В нем художник объединил свои ранние наработки и возможности современной техники. Теперь образы бездомных предстают в технике журнального глянца. Иронизируя над эстетикой гламура, Файбисович максимально растягивает на гигантских холстах кадры, снятые на слабую камеру телефона, и называет это «созданием нового синтеза из культурного мусора».
В рамках выставки также пройдут публичные дискуссии и встречи с художником, которые позволят лучше познакомиться с его творчеством.
Выставка будет работать до 28 июля.