Кинотеатр, речной вокзал и шедевр конструктивизма: что отреставрировали в 2020-м

30 декабря 2020
Строительство и реконструкция

В 2020 году в Москве вернули к жизни два уникальных памятника советского периода — Северный речной вокзал и Дом Наркомфина. Под конец года завершилась реставрация здания кинотеатра «Художественный» — старейшего в Москве.

«Несмотря на ограничения, связанные со сложной эпидемиологической ситуацией, столичные реставраторы продолжили свою работу. За год в Москве завершили работы по сохранению более 100 памятников, только за последнюю неделю приняты работы на таких объектах, как церковь Знамения на Рязанском проспекте, церковь Троицы в Останкине и церковь Покрова в усадьбе Щербатова. В числе наиболее значимых реставраций — Северный речной вокзал, Дом Наркомфина, здание кинотеатра “Художественный”. Всего за последние 10 лет в городе отреставрировали свыше 1500 памятников. Важно, что специалисты проводят как комплексную реставрацию, так и отдельные восстановительные работы», — отметил руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.

Северный речной вокзал

Реставрацией года по праву можно назвать восстановление уникального памятника архитектуры 1930-х годов — Северного речного вокзала. Специалисты не только отреставрировали здание вокзала, но и провели комплексное благоустройство территории. Здесь появились парк, кафе, набережная и музей, но главное — речной вокзал снова стал важнейшим транспортным объектом Москвы, а также, как и в советские годы, любимым местом отдыха москвичей.

Химкинский речной вокзал. Фото М. Озерского. 1959 год. Главархив Москвы

Специалисты капитально отремонтировали все 17 причалов. Северный речной вокзал может принимать или отправлять до четырех судов одновременно и до 24 судов в сутки. За сезон он будет пропускать свыше 1,5 миллиона пассажиров — столько же, сколько было в 1960-м, на пике популярности этого транспортного хаба.

Реставраторы сохранили большинство оригинальных элементов и деталей интерьера, утраченные части восстановили. В работах были задействованы 400 архитекторов-реставраторов со всей России.

Фото Е. Самарина. Mos.ru

После первоочередных противоаварийных работ специалисты начали воссоздавать исторический облик и планировку вокзала с максимальным сохранением оригинальных элементов. Вот лишь небольшой список проведенных реставраторами работ: сделаны конструкции и перегородки, восстановлено покрытие кровли с исторической раскладкой рисунка и гранитное покрытие галерей (по архивным фотоматериалам), отреставрированы и воссозданы осветительные приборы, четыре якоря башни и скульптурная композиция шпиля, а также скульптуры «Южанка», «Красноармеец», «Северянин» и «Краснофлотец».

Внутри вокзала привели в порядок потолок и стены, отреставрировали декор: гризайль, роспись по стеклу, вентиляционные решетки, панно на холстах. Утраченный механизм знаменитых башенных часов заменили новым, который работает при помощи современных средств автоматизации.

27-метровый металлический шпиль с началом навигации будет выдвигаться из башни, а по ее окончании убираться внутрь, как и задумывали архитекторы в 1930-е. Реставраторы восстановили и уникальную звезду — главный декоративный элемент вокзала, который венчал шпиль на протяжении 80 лет. Важной и сложной работой стала реставрация исторических фонтанов «Север» и «Юг», которые украшают внутренние дворы.

Отдельным проектом стало комплексное благоустройство набережной, площади и парка Северного речного вокзала. Основной темой стала река. В художественном оформлении использовали натуральные материалы, белый, серый и бежевый цвета. Напротив здания вокзала разместили почти 400-метровый ручей — уменьшенную копию канала имени Москвы со шлюзами и подсветкой.

Дом Наркомфина

В 2020-м завершился еще один важный проект: реставраторы сохранили известный во всем мире памятник конструктивизма — Дом Наркомфина. В 30-е годы прошлого века архитекторы Моисей Гинзбург и Игнатий Милинис задумали и воплотили проект дома-коммуны для работников Народного комиссариата финансов СССР. Это был один из первых в стране жилых домов на каркасе из железобетона. Новаторской была и идея планировки: вместо квартир — жилые ячейки, первый этаж — открытое пространство с несущими колоннами, а крыша использовалась как солярий.

В каждой ячейке была плита и раковина. Гараж, прачечная, сушилка для вещей, столовая и библиотека в бытовом блоке были общими. Авторы проекта предполагали, что такая планировка поможет советскому человеку перестроить жизнь на новый, коммунистический лад. Однако жильцам идея по вкусу не пришлась, и в середине 1930-х годов бытовой блок перестал работать. После войны коммунальный блок расселили, устроили там типографию, а уникальные жилые ячейки превратились в обыкновенные квартиры.

В апреле 2017-го началась реставрация памятника архитектуры. Удалили все поздние пристройки и перегородки, открыли первый этаж, воссоздали историческую планировку в жилом и коммунальном корпусах, отреставрировали оригинальный железобетонный каркас, восстановили оформление фасадов и первоначальный цвет стен. Одной из особенностей дома в свое время стали уникальные бетонные рамы, и реставраторы убрали все более поздние оконные заполнения и вставили новые, воссозданные по чертежам 1930-х годов. В коммунальном корпусе отреставрировали ценный витраж. Кроме того, провели работы по отделке ступеней лестниц и реставрации ограждений.

Зданию вернули историческую функцию. Жилые ячейки и комнаты общежития вновь используют для постоянного и временного проживания. В квартирах сохранены оригинальные двухуровневые планировки, а высота потолков варьируется от трех до пяти метров. В перспективе в коммунальном корпусе планируется открыть кафе, книжные магазины, площадки для мероприятий. Вокруг здания появилась прогулочная зона с видовыми площадками и оригинальной системой озеленения.

Кинотеатр «Художественный»

История «Художественного электро-театра» началась 11 ноября 1909 года с премьеры французского фильма «Жоржетта». Кинотеатр поразил москвичей передовым оборудованием и роскошью: фойе украшали ажурные люстры, фонтан и пальмы, гостей встречал оркестр. Место было невероятно популярным и не вмещало всех желающих приобщиться к магии кино. Всего через три года после открытия новый владелец «Художественного» режиссер Александр Ханжонков затеял большую реконструкцию. Здание перестраивал один из самых известных представителей модерна Федор Шехтель.

Арбатская площадь, кинотеатр «Художественный». Фото И. Петкова. 1952 год. Фонды Музея Москвы

Старейший кинотеатр Москвы за свою историю пережил бомбежки, обстрелы, перестройки и угрозу сноса. 111 лет спустя после открытия благодаря комплексной реставрации «Художественный» начал новую жизнь. Перед авторами проекта стояла непростая задача: отреставрировать памятник, сохранив идеи Шехтеля, и в то же время поместить в историческое здание современное кинооборудование. К проекту реставрации привлекли несколько архитектурных бюро — как российских, так и зарубежных.

По чертежам Шехтеля был воссоздан главный фасад. Специалисты раскрыли заложенные оконные проемы, восстановили исторический декор: маскароны, барельефы с изображением античных богов, надписи «Входъ», «Выходъ» и «Художественный электро-театръ». На свои места вернулись чугунные фонари, которые также сделали по эскизам Федора Шехтеля.

В фойе отреставрировали сохранившийся потолочный карниз и фриз, а историческую лестницу восстановили по образцам двух подлинных доломитовых ступеней. Она ведет из северного фойе на балкон главного зала. К сожалению, балкон был утрачен, но реставраторы смогли сохранить его ограждение, включенное в предмет охраны памятника.

В обновленном кинотеатре четыре зала с современным кинооборудованием. Помимо высококонтрастных лазерных кинопроекторов, здесь есть пленочный проектор, который позволит смотреть фильмы с 35-миллиметровой пленки. «Художественный» будет показывать не только премьеры мирового проката, но и ретроспективы.

Памятник Жукову

Знаменитый памятник Георгию Жукову создал скульптор Вячеслав Клыков в 1995 году к 50-летней годовщине победы в Великой Отечественной войне. Его установили на Манежной площади 8 мая 1995 года, а накануне 75-летия Победы отреставрировали.

К реставрации привлекли квалифицированных специалистов по монументальной скульптуре и наследников автора памятника. В порядок привели каркас скульптуры, очистили поверхность из бронзы, полностью сохранив авторский рельеф памятника. Также специалисты расчистили поверхность постамента, провели работы по консервации патины декоративных элементов. Постамент укрепили, так как там обнаружили подвижки блоков цоколя, привели в порядок цветник вокруг монумента.

Фото Е. Самарина. Mos.ru

Истории вещей. Кому и за что маршал Жуков подарил свою фуражку

Дом с мезонином в Елоховском проезде

Деревянный дом с мезонином на каменном основании располагается на пересечении Елоховского проезда и Нижней Красносельской улицы. Одноэтажное здание с надстройкой в центральной части возвели в начале XIX века. Классический образец московского жилого дома того периода чудом уцелел во время пожара 1812 года. Строение признано памятником архитектуры.

Реставраторы проделали массу работ, начиная с восстановления деревянной обшивки фасадов и стены мезонина и заканчивая воссозданием исторических интерьеров. В здании укрепили сруб, обновили перекрытия и кровлю особняка, а деревянные и металлические поверхности обработали защитным составом. По архивным описаниям и уцелевшим фрагментам декора воссоздали белокаменную облицовку цоколя и белокаменный пояс, который условно разделяет фасады. Над входами закрепили новые металлические козырьки — точные копии оригинальных, которые были утрачены.

Дом с мезонином и башня гостиницы «Пекин»: отреставрированные здания 2020-го

В доме реставраторы убрали все более поздние перегородки. Выяснилось, что на цокольном этаже, куда вел отдельный вход, находились хозяйственные помещения. Этаж, расположенный над цокольным, был парадным, а некоторые его комнаты имели анфиладную планировку. На мезонин с жилыми комнатами вела деревянная лестница. Реставрацию провели по всех помещениях, а в комнатах воссоздали обстановку начала позапрошлого века. Отремонтировали печи, которые отапливали особняк в то время, — на некоторых сохранилась облицовка из изразцов, ее тоже восстановили. Штукатурный декор потолков, розетки люстр и другие лепные украшения также привели в порядок. Все инженерные коммуникации в здании скрыли, чтобы они не мешали обзору и не контрастировали с убранством образца XIX века.

Городская усадьба на Гончарной улице

Весной завершилась реставрация главного дома городской усадьбы XIX века на Гончарной улице, работы продолжались около двух лет. Фасады расчистили от старых наслоений краски и штукатурки, починили кирпичную кладку, устранили все дефекты. Кроме того, обновили окна, двери и кровлю дома.

Особое внимание уделили сохранению хрупкого лепного декора на фасадах: наличникам, карнизам и графическим рустам. В интерьере реставраторы восстановили колонны, розетки, гирлянды и плафоны. Кирпичным сводам подвального помещения вернули исторический облик. Также восстановили лестницы XIX века, в том числе парадную, украшенную фигурным металлическим ограждением.

Каменное здание с деревянной галереей вдоль дворового фасада построили на Гончарной улице в 1818 году. В 1865-м главный дом усадьбы перестроили: дворовую стену здания, деревянную галерею и часть флигеля разобрали, а дом расширили. Дошедшие до нас планировка и отделка интерьеров относятся именно к этому периоду.

Дом Лопатиной

В октябре закончили реставрацию дома Лопатиной на Большой Никитской, в котором с 1963 года находится резиденция посла Бразилии в России. Реставрация объекта культурного наследия федерального значения длилась три года.

Здание построили по проекту архитектора Александра Каминского в 1876 году. Дом принадлежал Анне Лопатиной, жене потомственного почетного гражданина. В 1914 году его сдавали внаем, а после Октябрьской революции здесь планировали поселить рабочих жилищно-строительного кооператива, для чего надстроили третий этаж и мансарду. В 1963 году здание передали посольству Бразилии.

Реставрация проходила в четыре этапа. Это позволило использовать здание по назначению максимально долго даже во время работ. На первом этапе специалисты привели в порядок подвал, на втором — перекрытия этажей: заменили поврежденные участки кровли, обработали защитными составами металлические и деревянные элементы.

Самым масштабным стал третий этап реставрации — работа с интерьерами и кровлей. Кроме того, специалисты раскрыли и отреставрировали ранее заложенные анфиладные проемы. Исторический облик вернули лепному декору, потолкам и стенам помещений, а также керамической облицовке стен, гипсовым профилям и вентиляционным решеткам. В основных залах воссоздали наборный паркет, а на первом этаже — росписи.

На заключительном этапе отреставрировали фасады и ограды, а также благоустроили территорию. Реставраторы уделили особое внимание изразцовым вставкам, которые были частично разбиты и утрачены. Мастера снимали форму с хорошо сохранившихся старых элементов и по ней изготавливали новые изразцы.

Фото: mos.ru
Источник: mos.ru

Поделиться
Усадьбы

Троице-Лыково в Строгино

победители SUP-регаты 2024

Кубок «Москва – на волне»

Ближайшие события

Посещение дворца царя Алексея Михайловича и двух выставок в музее-заповеднике «Коломенское»

11 июня30 ноября

«Подвиг армии» в Музее Победы

2 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies