В архитектурных композициях, расположенных на улицах, в парках и на фасадах домов, особое место занимают женские образы. Они интригуют своими удивительными историями — за многими стоят реальные прототипы либо персонажи мифов и библейских сюжетов. В Международный женский день вспоминаем некоторые яркие скульптуры.
Олицетворение женственности и, можно сказать, звезда советского кино — изначально безымянная парковая скульптура неизвестного автора, позднее получившая название «Галатея». Впервые на телеэкраны она попадает в 1970 году в эпизоде фильма «Бег». Затем, в 1977-м, она появляется в «Служебном романе» вместе с Бубликовым, который сидит под лестницей и наблюдает за проходящими мимо девушками. Настоящая слава пришла к скульптуре после выхода «Формулы любви», где она «снималась» в одной из главных ролей — собственно, Галатеи (она же Прасковья Тулупова), которую оживлял граф Калиостро. Также скульптуру можно увидеть в эпизодах фильмов «Старый Новый год», «Вечерний лабиринт» и «Васса».
Каменная статуя сидящей полуобнаженной девушки входит в ансамбль и предмет охраны городской усадьбы Е.Н. Вандышниковой — Э.М. Банза XVIII–XIX веков на Воронцовом Поле.
Фигура, воспевающая изящество и грацию, — «Балерина» в Парке Горького. Скульптуру, созданную Еленой Янсон-Манизер, установили в парке в 1938 году. Прообразом послужила балерина Большого театра Галина Уланова. У скульптора был целый цикл работ, посвященных ей. «Балерина» выполнена довольно необычно с технической точки зрения: обычно у статуй несколько точек опоры, здесь же скульптура опирается лишь на носок правой ноги. Если быстро обежать ее или объехать на самокате, возникнет иллюзия, что балерина вращается и танцует.
Скульптура находится у ограды парка справа за главным входом в центре круглой клумбы. До этого здесь была парашютная вышка.
Утонченные женственные силуэты украшают и фонтаны. Один из красивейших фонтанов Москвы находится на Пушкинской набережной в Нескучном саду (близ Екатерининского пруда). Там замерла бронзовая «Купальщица», приготовившаяся прыгнуть в воду. Сам фонтан, где она установлена, выполнен в виде каскада, по которому спускается вода, имитируя водопад. Сооружение оформлено достаточно пышно: монументальные гранитные лестницы с массивными балясинами, фигурные гранитные лавки, обрамляющие купель. Каменный водопад был построен в 1937 году, фигура ныряющей девушки там появилась в 1952-м.
У дома Стахеева на Новой Басманной находится еще один фонтан со скульптурой «Богиня ночи». Загадочная женщина в струящемся платье держит над головой фонарь, будто освещая себе путь (раньше богиня держала факел). Фонтан, изготовленный парижскими мастерами в конце XIX века, расположился на лужайке перед самим зданием. Под фонтаном находится секретная комнатка с подстанцией. По одной из версий, эскиз фонтана создал сам Николай Стахеев. Интересно, что в свое время это был первый в Москве фонтан с электрическим фонарем.
В стенах Дома Пашкова можно увидеть «Читающую девушку» из белоснежного мрамора в спадающем с плеча платье и с медальоном на шее. Она полностью поглощена чтением и выглядит настолько реально, что, кажется, вот-вот перевернет страницу. Этот образец гармонии и чистых линий — результат работы миланского скульптора Пьетро Маньи. В 1867 году, когда создавалась скульптура, в Италии шла национально-освободительная революция, ее вело движение Рисорджименто во главе с Джузеппе Гарибальди. Именно его героический профиль изображен на медальоне, а книга, которую так увлеченно читает барышня, — труд о революции одного из сподвижников Гарибальди.
«Читающая девушка» не единственная женская скульптура в здании. На третьем этаже находится «Саломея, или Танец смерти» работы Екатерины Беклемишевой. Саломея —иудейская царевна. Согласно Новому Завету, ее мать Иродиада оставила отца девочки ради сводного брата мужа, в чем ее обличил проповедник Иоанн Креститель. За свое осуждение он поплатился головой, которую преподнесла на подносе своей матери юная Саломея.
Есть версия, что лицу Иоанна Крестителя, голову которого несет на блюде Саломея, Екатерина Беклемишева придала черты своего супруга.
Дом с кариатидами в Печатникове переулке, фасад которого украшен скульптурами в виде женских торсов, был построен для Н.Ф. Золотаревой, жены купца. В 1896 году дом купил разбогатевший крестьянин Петр Сысоев из деревни Сафроново Подольского уезда. Будучи лепщиком, во дворе особняка он построил лепную мастерскую. Сысоев задумал немного переделать дом, в этом ему помог архитектор Зубов. К убранству фасада добавились кариатиды и другие элементы лепного декора. В центре фасада дома можно увидеть вензель с инициалами Петра Сысоева — «ПС». Это здание также известно как место жительства Эллочки Щукиной, героини романа «12 стульев».
27 марта 2012 года Правительство Москвы включило дом с кариатидами Петра Сысоева в реестр объектов культурного наследия. В 2013-м после реставрации особняк стал лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия «Московская реставрация» в номинации «За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ».