Киноадреса Москвы. Где снимали свои фильмы Соловьев, Шахназаров и Гайдай

4 января 2019
Культура

Каникулы — лучшее время, чтобы пересматривать старое доброе кино. Предлагаем совместить ностальгические просмотры фильмов с прогулками по местам их съемок. Для удобства все точки нанесены на карту — не забудьте посмотреть на нее, перед тем как пойдете гулять.

>

«Сибирский цирюльник»

У «Сибирского цирюльника» обширная география съемок — масштабное полотно о загадочной русской душе снимали в старинных русских городах Костроме и Горбатове, а еще в Чехии, Португалии и на юге полуострова Сетубала. Главная же натурная съемка прошла в Москве. Сцену масленичных гуляний, во время которых генерал Радлов лихо уходит в запой, выпив водки по просьбе американской гостьи Джейн, снимали в парке «Новодевичьи пруды».

Палатки, балаганы и толпы гуляющих разместились на Большом Новодевичьем пруду. Как назло, со снегом в тот год в Москве было плохо, стояла небывало теплая для зимы погода. Так что уже начавший таять лед укрепили досками и забросали искусственным снегом и солью. Снимали под присмотром сотрудников МЧС — те указывали на участки, по которым еще можно было ходить.

Кадр из фильма «Сибирский цирюльник». Режиссер Никита Михалков. 1998 год

«Три тополя на Плющихе»

Название фильма Татьяны Лиозновой, конечно, стоило бы писать с двойными кавычками — «“Три тополя” на Плющихе». Конечная точка маршрута, по которому едут таксист Саша (Олег Ефремов) и его пассажирка Нюра (Татьяна Доронина), — кафе «Три тополя». Эта неопределенность — какие-то тополя, какая-то Плющиха — задает тональность всей картине, в основу сценария которой лег рассказ Александра Борщаговского о встрече двух людей в большом городе. Кажется, это судьба, но встреча ничем не заканчивается.

Вы лучшая девушка в СССР: 10 главных ролей Татьяны Дорониной

Нюра, приехавшая с чемоданом деревенской ветчины в гости к столичной родне, садится в такси на Комсомольской площади. Ехать на Плющиху, но с собой у нее только рубль 12 копеек, о чем она сразу предупреждает водителя. За эти деньги она прокатится по всему центру Москвы — увидит и только что построенные дома-книжки на Новом Арбате (тогда — часть проспекта Калинина), и Манежную площадь (еще без фонтанов — они появятся только в 1997 году), и здание кинотеатра «Горизонт» в первозданном виде.

Кафе «Три тополя» было сооружено в 6-м Ростовском переулке. А сцены в квартире нюриных родственников снимали в настоящей квартире в так называемом Доме архитекторов (Ростовская набережная, дом 5) — хозяева уехали на дачу, предоставив кинематографистам свое жилье.

Кстати, Плющиха в фильме появилась почти случайно: рассказ, по которому снят фильм, называется «Три тополя на Шаболовке». Коррективы внесла Татьяна Лиознова — Шаболовка прочно ассоциировалась с телевидением, и режиссер хотела избежать ненужных аллюзий.

«Служебный роман» 

Героев своего фильма режиссер Эльдар Рязанов и сценарист Эмиль Брагинский расселили в соответствии с иерархией, принятой в статистическом учреждении, где они работают, и московскими реалиями 1970-х годов. Все места были своеобразными маркерами для москвичей — по месту жительства сразу понятно, кто есть кто. Начальница Калугина, героиня Алисы Фрейндлих, живет в престижном доме-свечке на Большой Никитской — к моменту съемок он только-только был сдан в эксплуатацию и заселен важными персонами. Дом пижона Самохвалова (Олег Басилашвили) — в самом центре, на улице Горького (сейчас — Тверская). Стеснительного отца-одиночку Новосельцева отправили в переулок Чернышевского, неподалеку от современной станции метро «Достоевская», — тогда это был обычный спальный район.

Чертаново, Тропарево, Арбат: где жили герои главных комедий Эльдара Рязанова

Статистическое учреждение снимали в трех местах. Экстерьер взяли у здания Министерства речного флота СССР на углу Петровки и Кузнецкого Моста, интерьеры построили в павильоне Мосфильма. А сцену на террасе, куда «мымра» и «сухарь» Калугина уходит поплакать, снят на крыше легендарного Дома Нирнзее — первого московского небоскреба, построенного в 1913 году, или «тучереза», как его тогда называли. Небывалая высота здания в проекте — девять этажей! — напугала комиссию по строительству. Нирнзее просили уменьшить этажность, но он настоял на своем. Дом, вопреки опасениям, стоит на своем месте уже второй век. А кино на его крыше снимают практически с первых лет существования. В 1915 году здесь был оборудован зимний съемочный павильон товарищества «Венгеров и Гардин».

«Иван Васильевич меняет профессию»

«Красота-то какая! Лепота!» — говорит Иван Грозный в исполнении Юрия Яковлева, царственно окидывая взглядом Москву с высоты птичьего полета. Точнее, с балкона только что построенного дома по адресу: Новокузнецкая улица, дом 13, строение 1. Именно здесь расположена квартира изобретателя Шурика, открывшего портал из советской Москвы в средневековую. Внешний вид современного 13-этажного зигзагообразного здания соответствовал замыслу режиссера как нельзя лучше — в таком доме и должен был жить гений инженерной мысли. А вот его расположение не подошло. Но это было исправлено в процессе монтажа. Глазами вышедшего на балкон Грозного мы видим не только Новокузнецкую, но и Кутузовский проспект и Новоарбатский мост, снятые с верхнего этажа одного из домов-книжек.

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Режиссер Леонид Гайдай. 1973 год

«Покровские ворота»

Фильм «Покровские ворота» заканчивается сносом дома, в котором жили его герои. На самом же деле здание, где была снята большая часть фильма, до сих пор стоит на своем месте, но не у Покровских ворот, а в Нащокинском переулке. И оно даже стало выше — в 1990-е годы небольшой особняк XIX века обзавелся третьим этажом, мансардой и балконом. Изменился и двор дома со стороны Гоголевского бульвара, в котором герои играли в домино под звуки скрипки мальчика Яши из соседнего дома, — нет гипсового футболиста, а вместо песка теперь асфальт.

«Москва слезам не верит»

Юные Катя (Вера Алентова) и Людмила (Ирина Муравьева), недавно приехавшие в Москву, отчаянно утоляют культурную жажду. Подруги посещают фестиваль французского кино в Театре киноактера, где им удается перекинуться парой слов с начинающим актером Иннокентием Смоктуновским, разглядывают сияющие витрины магазинов, слушают Андрея Вознесенского на площади Маяковского (сейчас — Триумфальная). Съемка последней сцены по каким-то причинам задерживалась. Массовка, собравшаяся перед памятником Маяковскому, зашепталась. Родилась шутка: Меньшов думает, как снимать — закапывать подземный переход или заново строить «Современник». Старое здание легендарного театра было снесено в 1974 году, а действие первой части фильма разворачивается в 1950-е.

Как родился «Современник». История театра в рассказах его основателей

Самым престижным жильем в Москве 1950-х были высотки. В высотку на площади Восстания (сейчас — Кудринская площадь) героинь заносит судьба — пожить, пока хозяева на даче. Зовут только Катю, но Людмила не может упустить шанс отдохнуть от общежития и прикоснуться к красивой жизни. Бытовые проблемы юных героинь были хорошо знакомы и Владимиру Меньшову, и его супруге Вере Алентовой, исполнившей главную роль. Как рассказывал режиссер, фильм «Москва слезам не верит» стал для них отчасти автобиографическим — как Катя и ее подруги, в юности они приехали покорять Москву, жили в общежитиях, мало спали и много работали.

«Карнавал»

«Какой у вас город красивый! Прям как заграничный!» — завороженно говорит Нина, героиня Ирины Муравьевой, оглядываясь на дома-книжки на проспекте Калинина. Она впервые в жизни приехала в Москву к отцу, когда-то оставившему ее с матерью в маленьком городке. У Нины много планов — поступить в театральное училище, познакомиться с интересными людьми и стать знаменитой артисткой. Но столичная жизнь обернется для нее лишь карнавалом, и к Новому году она вернется домой — ухаживать за заболевшей мамой.

Татьяна Лиознова часто говорила, что «Карнавал» — фильм о ней самой, хотя, в отличие от Нины Соломатиной, она родилась в Москве. Прочитав одноименную повесть Анны Родионовой, режиссер предложила писательнице вместе создать на основе ее текста киносценарий. Сцена с заболевшей матерью главной героини была добавлена Лиозновой — во время съемок заболела ее собственная мама.

Кадр из фильма «Карнавал». Режиссер Татьяна Лиознова. 1981 год

«Я шагаю по Москве»

Самый легкий и веселый фильм о Москве 1960-х — гимн молодости, простоте и дружбе. Настолько на первый взгляд незамысловатый и добродушный, что даже начальники из Госкино, посмотрев его, опешили: не слишком ли оптимистично и вообще — где смысл? А смысл самый простой: Москва — город, в котором живут хорошие люди. После премьеры в столицу хлынула масса ребят и девушек из провинции — им хотелось увидеть все своими глазами и попасть в такое же славное приключение, как сибирский монтажник Володя, нашедший в Москве отличных друзей. Георгию Данелии даже пришлось оправдываться перед девушкой, увидевшей столицу совсем не такой, как в кино: на вокзале у нее украли деньги, а потом забрали в отделение милиции, приняв за преступницу.

Фильм «Я шагаю по Москве» стал главной киносказкой 1963 года. Столица предстает в нем такой же юной и свежей, как его персонажи, городом, будто вчера отстроенным. Куда бы ни пришли герои Никиты Михалкова, Алексея Локтева, Евгения Стеблова и Галины Польских, все здания и объекты кажутся новыми. Прекрасно показанный Парк Горького выглядит совсем молодо — и старинный Зеленый театр, и Ландышевая аллея, появившаяся здесь еще до рождения актеров.

Почему сад Нескучный, театр Зеленый, а девушка — с веслом: пять историй из Парка Горького

Кадр из фильма «Я шагаю по Москве». Режиссер Георгий Данелия. 1964 год

«Курьер»

Финальная сцена «Курьера» заставила зрителей в 1986 году широко раскрыть глаза и позабыть обо всех эскападах главного героя Ивана, завалившего вступительные экзамены на истфак и коротающего лето до армии в редакции толстого научного журнала, куда мама пристроила его курьером. Впрочем, даже сейчас финал очень впечатляет: на протяжении пятиминутной композиции Rock It авангардного американского джазового пианиста Херби Хэнкока группа подростков танцует брейк-данс на спортплощадке во дворе спального района. Иван (Федор Дунаевский), только что переживший первую личную драму, смотрит на них, а потом замечает солдата, возвращающегося через двор домой. Кажется, он встречается со своим будущим.

Ударную сцену снимали в Раменках, на спортивной площадке недалеко от школы № 1118. За 30 лет все немного изменилось, но прогуляться с Херби Хэнкоком в наушниках здесь однозначно стоит и сегодня.

Кадр из фильма «Курьер». Режиссер Карен Шахназаров. 1986 год

«Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви»

Строптивая красавица Александра (Татьяна Друбич), уличенная отцом в неприличном поведении, отправляется готовиться к экзаменам в ссылку — бабушкину квартиру, полную пыли, фарфора и ретронарядов. Едва отец запрет дверь, она вылезет в окно и сбежит к соседу — им оказывается 15-летний сирота, наследник белоэмигранта князя Лобанова-Ртищева и просто отличный парень Митя. Старая коммуналка, где Митя живет с постоянным пациентом психиатрической больницы Толиком (Александр Баширов), станет экстравагантной декорацией ко всем их комическим и трагическим приключениям.

Один из самых китчевых, странных и красивых фильмов перестроечного времени был снят в доме 2/1 на улице Каменная Слобода недалеко от Арбата. Все съемки прошли в квартире 2 на втором этаже трехэтажной части дома и на крыше одноэтажной части.

Кадр из фильма «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви».  Режиссер Сергей Соловьев. 1989 год

Источник: mos.ru

Поделиться
Усадьбы

Троице-Лыково в Строгино

SUP-карнавал

SUP-карнавал

Ближайшие события

Посещение дворца царя Алексея Михайловича и двух выставок в музее-заповеднике «Коломенское»

11 июня30 ноября

Онлайн-экскурсия «Подвиг народа» в Музее Победы

2 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies