Художественное стекло. Знакомимся с творчеством Мироны Грабарь и Виктора Шевченко

22 марта
Культура

В воксале Большой каменной оранжереи усадьбы Кусково открылась выставка «Контрапункт. Художественное стекло Мироны Грабарь и Виктора Шевченко», рассказывающая о классиках отечественного стеклоделия второй половины ХХ века, заслуженных художниках РСФСР, связанных пятью десятилетиями супружеской жизни и почти 40 годами работы на одних производствах. Оба художника нашли свои методы в освоении стекла, а творческий почерк каждого может служить ярким примером одного из двух ключевых направлений в стеклоделии позднего советского периода.

Ольга Ивлиева, старший научный сотрудник музея-заповедника «Останкино и Кусково». Фото М. Денисова. Mos.ru

Лаконичность как высокое искусство. Мирона Грабарь

Мирона Грабарь — яркий представитель функционального направления в отечественном стеклоделии. Другими словами, художница создавала практичные изделия для ежедневного использования, при этом их внешние составляющие — форма, соотношение пропорций, внимание к деталям — играли для нее не менее важную роль. Предметы, выпускавшиеся по эскизам автора, становились произведениями искусства и в целом отражали эстетические предпочтения, меняли и формировали облик предметной среды того времени.

В 1960-м Мирона Грабарь окончила Ужгородское училище прикладного искусства, а уже в следующем году вместе с мужем Виктором Шевченко приехала на Дятьковский хрустальный завод. Попасть на такое крупное предприятие для начинающего специалиста было большой удачей. Эти производства давали художникам возможность экспериментировать с самыми разными способами работы со стеклом, пробовать силы в разных направлениях. И Мирона Грабарь воспользовалась таким шансом.

Художница обратилась к созданию утилитарных вещей разного назначения в соответствии с популярными стилистическими тенденциями. За 14 лет работы на Дятьковском заводе она разработала и подготовила к выпуску множество отдельных предметов, наборов и комплектов для сервировки стола, интерьерных изделий из простого цветного и бесцветного стекла. Часть из них была рассчитана на выпуск машинным методом прессования, другие — на создание так называемым гутным способом (когда мастер вручную изготавливает вещь из раскаленного стекла непосредственно у печи).

Особое место в творчестве художницы занимают работы, выполненные из хрусталя. Используя технику алмазного гранения и отказавшись от привычных мелких геометрических орнаментов, которые в 1960–1970-х годах считались сильно устаревшими, Грабарь прибегала к нестандартным решениям. Она, например, могла использовать традиционные элементы грани, делая их гипертрофированно большими, и в результате изделия получали монументальное звучание. Вазы могли напоминать о современной архитектуре: лаконичной, часто брутальной, но мощной и красивой.

К числу интересных примеров, которые можно увидеть на выставке, относится комплект «Тишина». Он декорирован с помощью продольного гранения, визуально схожего с каннелюрами колонн. Также художница играла с оптическими свойствами хрусталя, добиваясь неожиданных объемно-пространственных эффектов в толще самого стекла. Образцом такой игры может служить комплект «Сияние» из двух круглых чаш, украшенных глубокой продольной гранью, которая будто лучами расходится от центра к краям и создает потрясающий эффект пространства, полного бликов и сияния. Один из самых любопытных комплектов — «Февраль». Графичные силуэты, сочетание гладкой и матовой поверхности рождает ассоциации с последним месяцем зимы — угадать название можно, даже не глядя на этикетку.

«Лаконичный по форме, продуманный до мелочей и потому пригодный для серийного производства, комплект создавался как бытовой ансамбль для сервировки стола. Однако, как и многие другие образцы, спроектированные Мироной Грабарь, он вошел в число эталонных, успешно соединяющих удобство и красоту», — подчеркивает Ольга Ивлиева.

А комплект «Кантата» из двух ваз куратор называет в числе своих самых любимых на выставке. Формы ваз просты — это лаконичные прямоугольные объемы, декор отсылает к традиционной пирамидальной грани. Однако, по словам Ольги Ивлиевой, нарочито увеличенные элементы гранения, глубоко вторгающиеся в толщу стекла, пропорции этих ваз заставляют совершенно по-новому взглянуть на, казалось бы, привычный предмет — отметить оригинальность и свежесть идеи, но в то же время выявить развитие.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Меняя и развивая привычные способы работы со стеклом, художница создала совершенно новые по характеру, созвучные времени образцы, повлияла на сложение нового стиля в серийной и массовой продукции из хрусталя. Мирона Грабарь участвовала во многих отечественных и зарубежных выставках. Высокое художественное качество, тщательность исполнения, внимание к деталям отличают и выделяют ее работы на всех этапах творческого пути.

Линия Виктора Шевченко

Художественное стекло Виктора Шевченко на выставке представляет несколько направлений, позволяющих оценить широту его творческого диапазона. Как и Грабарь, будучи заводским художником, он подготовил десятки моделей утилитарных предметов из простого стекла и хрусталя. Но с первых лет работы приоритетом для него было создание уникальных выставочных и интерьерных произведений, в которых наиболее полно раскрылся интерес к технологическому процессу и нестандартным художественным решениям.

К числу предложенных им новшеств относится изобретение специального состава для декорирования — шамотной пасты, которая не только давала возможность украшать предметы выполненными вручную авторскими рисунками, но и создавала интересный контраст рельефного изображения и гладкого стекла. На выставке представлено несколько таких работ: блюдце с изображением красного коня и декоративная бутыль с геометрическим орнаментом.

Фото М. Денисова. Mos.ru

В 1960-х годах на Дятьковском заводе Шевченко исследовал свойства и декоративные возможности сульфидного стекла — нового удивительного материала, меняющего цвет при термической обработке. Визуальные его свойства замечательные: если, например, посмотреть на вазу «Суздаль» или блюдо «Юбилей», можно заметить, что под верхним слоем глухого синего стекла будто полыхает оранжевое пламя. Но это не материалы разных цветов, а результат научных исследований советских специалистов в середине ХХ века, изучавших химические свойства этого материала. Такой тип стекла получил название «русское чудо», потому что его массовый выпуск был налажен только в нашей стране. Специалисты не раз отмечали его на международных выставках, а имя Виктора Шевченко — художника, работающего с сульфидным стеклом, — также стало широко известно.

Виктор Шевченко существенно разнообразил цветовую палитру материала, но главное — выявил оригинальные визуальные эффекты, которых ему удалось достичь в ходе творческих и технологических экспериментов. К числу фирменных способов художника относится создание объемных лепных декоров со схематичными изображениями, которые он выполнял штампом. На выставке можно рассмотреть предметы ансамбля «Весенние цветы», декоративные вазы и штофы, а также интерьерные панно, ставшие популярными в 1970-х. Вдохновившись древнерусской архитектурой Владимирской области, аналогичным образом Шевченко создал монументальные произведения «Воспоминания» и «Жизнь на Земле», отсылающие к каменным орнаментам старых мастеров. Их фрагменты тоже представлены на выставке.

Работа с пластическими свойствами стекла и интерьерными решениями, желание совершенствоваться и расширять границы декоративного искусства привели Виктора Шевченко к созданию объемно-пространственных произведений и композиций, а позже, в 1990–2000-х, — философских объектов. Полностью антиутилитарное, декоративное направление стало развиваться с конца 1960 — начала 1970-х годов. Это было связано с мощной технологической базой предприятий, а также с хорошей подготовкой авторов, которые не только разрабатывали образцы изделий, но и хорошо знали технологию производства, владели разными приемами и хотели пробовать себя в чем-то новом. Виктор Шевченко — именно такой художник-универсал.

«Его интересовало прежде всего решение художественных задач, обнаружение новых принципов работы со стеклом, возможностей материала, выражение собственных идей и их воплощение в материальной форме. Шевченко был очень разным: и художником производства, и художником пространств, и скульптором», — рассказывает Ольга Ивлиева.

Выставка отражает творческую эволюцию художника и дает возможность познакомиться с произведениями разных десятилетий, в том числе увидеть одну из самых известных композиций «Метаморфозы». Ее создание стало важным этапом в развитии декоративного направления в стекле 1970-х годов. Именно такие произведения помогали переосмыслить роль стекла в искусстве, утверждали самоценность работ из него, разрушали представление о стекле как о материале, пригодном исключительно для использования в быту.

«Виктор Шевченко — художник с большой буквы, который творил и преображал среду в разных направлениях. Он имел удивительный творческий диапазон», — говорит куратор выставки.

В 1990 — начале 2000-х годов Шевченко продолжил творческие поиски в русле современных художественных тенденций. К этому времени относятся произведения, в которых автор обращается к созданию пространственных и концептуальных объектов и скульптурных форм. В их числе композиция «Врата», триптих «Памяти К. Малевича», объект «Торс», где с виртуозной легкостью объединены идейный замысел, стремление к свободному эксперименту и импровизация. Все их можно рассмотреть на выставке.

Источник: mos.ru
Локации

Поделиться
Места

История усадьбы Демидовых на улице Радио

Места

Мемориальный музей в «Доме Лосева»

Ближайшие события
Бесплатно

«‎Четвероногий друг» на районных площадках «‎Пасхального дара»

28 апреля5 мая
Бесплатно

«Четвероногий друг» на Цветном бульваре 2024

28 апреля1 мая


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies