Учащаяся детской музыкальной школы имени С.М. Майкапара в Строгине девятилетняя Полина Юдина выиграла Гран-при конкурса на получение грантов Мэра Москвы. Третьеклассница играет на органе, и члены жюри присудили ей специальную награду конкурса за особые творческие достижения.
Имя обладательницы Гран-при назвал руководитель Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский. Министр поздравил юную органистку, ее учителей и родителей. В этом году церемония награждения победителей конкурса на соискание грантов Мэра Москвы проходила в онлайн-формате. Победительница вместе с директором музыкальной школы Владимиром Вовченко присутствовали на церемонии по видеосвязи.
Выступление на Гран-при далеко не первый концерт юной органистки. Ранее Полина выступала в Москве, Ленинградской области, городах Подмосковья, успела побывать на органном фестивале в Германии и сыграть там на историческом инструменте в церкви.
В семье Юдиных профессиональных музыкантов нет, однако интерес к музыке проявился у девочки с ранних лет.
«С рождения Полина хорошо засыпала под классическую музыку. Мы включали “Времена года” Антонио Вивальди, и ребенок погружался в крепкий сон. Потом она очень быстро стала запоминать тексты и музыку песен из мультиков и петь их», ― рассказывает Тамара Юдина, мама Полины.
Музыкальную школу имени С.М. Майкапара как одну из лучших рекомендовала случайная знакомая, и, так как семья Юдиных жила совсем рядом, решили обратиться туда ― сначала просто посмотреть.
«Ребенок сел, дотронулся до фортепиано, и ее это как будто зажгло изнутри. Конечно, она раньше видела пианино, но никогда не думала, что будет играть на этом инструменте. Мы не искали заранее никакой информации про педагогов, как это сейчас принято. Просто пришли, и все понравилось. Нашим педагогом стала Марина Валентиновна Гвоздева», ― рассказывает Тамара Юдина.
Вскоре в доме появилось пианино. А несколько месяцев спустя на концерте класса Полина услышала орган: выступление одной из учениц школы ее очень впечатлило. Во время летних каникул Полина стала тренироваться на синтезаторе в режиме органа и в начале следующего учебного года сказала учительнице, что хочет играть на органе. В октябре 2018 года девочка начала осваивать этот инструмент.
Полина начала обучение игре на органе с произведений Генри Перселла, Иоганна Себастьяна Баха и Александра Гильмана. Сегодня юная органистка исполняет Чакону ре минор Иоганна Пахельбеля и части Готической сюиты Леона Боэльмана. Разучивает еще несколько произведений.
Весной прошлого года Полина приняла участие в первом конкурсе. В новом месте из-за другой лавочки возле инструмента у девочки не хватало длины ноги, чтобы достать до педали. И из-за этого в середине произведения исполнительница упала. Сделав вынужденную паузу, она достойно закончила выступление. Несмотря на этот инцидент и большое расстройство, смогла занять призовое место.
Летом 2019 года Полина поехала в Германию на фестиваль органной музыки, который проходил в городе Кётене и его окрестностях. Там ей представилась возможность сыграть на исторических органах в нескольких церквях.
«После поездки в Германию Полина настолько прониклась, что мы решили купить домашний электронный орган. Мы поняли, что ребенок настроен серьезно, и приняли с мужем такое решение. Кроме того, это было нужно, чтобы заниматься дополнительно. В школе играть на инструменте можно только в присутствии преподавателя», ― говорит Тамара Юдина.
Помимо органа, Полина продолжает заниматься фортепиано. Оба инструмента есть у семьи дома. Занятия могут продолжаться по три часа ежедневно.
Полина также занимается бальными танцами, любит рисовать, сейчас, зимой, с удовольствием катается на коньках и лыжах. Раньше ходила на гимнастику. Еще одно очень важное умение ― планировать и распределять свое время.
Девочка также с удовольствием смотрит органные концерты и наблюдает за профессиональной деятельностью органистов-современников.
«Мне нравится, когда люди слушают мою игру. Мне хочется делиться музыкой со слушателями. Мне нравится, когда аплодируют, кричат “Браво!”. В будущем хочу продолжать заниматься музыкой, стать известной органисткой и ездить по разным странам с концертами», ― говорит Полина Юдина.
«Когда начали работать, сразу было понятно, что ребенок необычный. Часто дети говорят “Хочу играть”, а когда начинается работа (а ведь это работа довольно большая и кропотливая), то уже это “хочу” пропадает. Здесь все наоборот: ей нравилось, она приносила задания, выполненные от и до», — рассказывает Марина Гвоздева, учительница Полины Юдиной, преподаватель детской музыкальной школы имени С.М. Майкапара.
Занятия на двух музыкальных инструментах отнимают больше времени. Но, по словам педагога, у ученицы огромное желание.
«Конечно, это сложно. Не существует детских произведений, которые можно играть на органе. Приходится сразу учиться играть взрослые. Подбираем сначала что-то полегче, пытаемся как-то объяснить. Это инструмент, который предназначался для разговора с Богом, стоял исключительно в церквях и сопровождал богослужения. Иногда бывает сложно донести до ребенка, о чем говорится в том или ином произведении, но как-то пытаемся, подбираем слова и образы», — рассказала Марина Гвоздева.
По словам преподавателя, соревнования могут стать стимулом для развития.
«Ребенок готовится и более ответственно подходит к выполнению заданий. Наконец, чтобы вырос музыкант, ему надо выходить на сцену. Сидя в уголочке в классе или дома, музыканта не вырастить. Сцена — это такая же необходимая вещь», — сказала она.
Гранты Мэра Москвы в сфере культуры и искусства ― ежегодная премия в области музыкального, изобразительного, театрального и хореографического искусства для лучших учащихся московских творческих колледжей и школ.
Конкурс поддерживает талантливых горожан. Также в столице уделяют внимание музыкальным школам.
«То, что такой конкурс существует, — это уже большая поддержка. А школы сейчас отремонтированы, оснащаются инструментами. Конечно, это поддержка», — добавляет Марина Гвоздева.
Гранты ежегодно присуждаются талантливым учащимся столичных творческих школ и колледжей в 19 номинациях. Победители конкурса получают гранты в размере от 15 до 50 тысяч рублей в индивидуальных номинациях и от 30 до 150 тысяч рублей — в коллективных.
Отбор конкурсантов в 2020 году проходил дистанционно в несколько этапов. На отборочных турах конкурса экспертное жюри проводило тщательный отбор заявок по фрагментам видеозаписей выступлений юных артистов в возрасте от семи до 20 лет.