Хепплуайт, помпейский стиль. О чем расскажут старинные кресла и шкаф из «Царицына»

25 мая 2022
Культура

Недавно коллекцию музея-заповедника «Царицыно» пополнили три редких экземпляра — шкаф и парные стулья в стиле классицизм. Это значимое дополнение к собранию: классический стиль любила Екатерина Великая, по заказу который было построено Царицыно. Все три предмета, которые можно увидеть на выставке новых поступлений в Хлебном доме, созданы в России под влиянием европейских тенденций того времени. О том, чем они интересны с искусствоведческой точки зрения, рассказывает Елена Карасева, главный хранитель музея-заповедника «Царицыно».

Елена Карасева

Шкаф с росписью в помпейском стиле 

С середины XVIII века в Европе на смену стилю рококо с его пышными формами и обилием деталей пришел классицизм, главным признаком которого стало обращение к античным простоте, строгости и гармонии. Мода на античное искусство была обусловлена в том числе достижениями в области археологии: с 1738 и 1748 годов соответственно начались раскопки Геркуланума и Помпеев — двух древнеримских городов, погребенных под лавой из-за извержения вулкана Везувий в 79 году нашей эры. Фрески, обнаруженные на стенах римских домов, впечатлили не только ученых, но и художников, архитекторов и мастеров-краснодеревщиков.

Одним их законодателей английского классицизма был архитектор Роберт Адам (1728–1792). Он не только проектировал здания, но и оформлял интерьеры. В основу проектов Адама легли оригинально интерпретированные античные формы, много внимания мастер уделял античному орнаменту, использовал мотивы римской архитектуры и элементы росписей Помпеи. Предметы мебели, которые он создавал, имели прямолинейные формы, четкие контуры, экономную профилировку деталей и низкий рельеф резьбы. Часто они были декорированы росписями на мифологические темы. С творчеством Адама связан переход на светлые породы дерева и обогащение новыми элементами.

Стиль Адама (или адамов стиль) оказал влияние и на русский классицизм. Примером может послужить кабинетный шкаф рубежа XVIII–XIX веков, хранящийся в музее-заповеднике «Царицыно». Шкаф, фанерованный шпоном из вошедшей в то время в моду карельской березы, имеет элементы, характерные для стиля Роберта Адама: ровную прямоугольную форму, светлый оттенок, лаконичность линий. При этом он был создан не в Англии, а в России. Предположительно, шкаф был выполнен в знаменитой санкт-петербургской мебельной мастерской «Отто и Гамбс» самим Генрихом Гамбсом — краснодеревщиком из прусского городка Нойвида, прибывшим по делу в Россию в 1790 году и оставшимся здесь.

Небольшой размер шкафа говорит о том, что он, скорее всего, использовался для хранения редких книг, ценных бумаг или дорогих тканей. Главный декоративный элемент — роспись, выполненная гуашью и занимающая большую часть дверцы. Она сделана в помпейском стиле — по мотивам настенных фресок погребенного под пеплом города.

На черном фоне в центральной части росписи изображена колесница с фруктами и колосьями пшеницы, запряженная двумя волами.  У колесницы — девушка, кладущая в нее плоды, юноша слева подносит корзину, еще один справа — держит волов. Сюжет напоминает сцену сбора урожая. Это позволяет предположить, что женская фигура — древнеримская богиня урожая и плодородия Церера. Роспись обрамлена рамкой с орнаментом в виде морских чудищ, напоминающих о римских мозаиках, и лебедей — одного из символов богини любви Венеры. Русские мастера уловили особенности классической мебели в стиле Адама и создали удивительно гармоничный образец мебельного искусства.

Кресла в стиле хепплуайт

Посмотреть на английский классицизм с другой стороны помогут парные кресла, созданные в стиле знаменитого Джорджа Хепплуайта (1727–1786). Этот архитектор и декоратор входит в так называемую большую тройку мастеров-мебельщиков (наряду с Томасом Чиппендейлом и Томасом Шератоном).

При жизни Хепплуайт был мало известен. Сначала он работал на Чиппендейла и Роберта Адама — создавал мебель по их эскизам, позднее открыл свою собственную мебельную мастерскую. Настоящая слава к нему пришла только после смерти, когда его вдова Алиса Хепплуайт опубликовала «Книгу эскизов для краснодеревщика и обойщика», ставшую очень популярной. Мебельные проекты ее покойного мужа, представленные в книге, служили источником вдохновения для многих поколений дизайнеров. Имя Джорджа Хепплуайта стало нарицательным и использовалось для обозначения его стиля.

Отличительной особенностью стиля хепплуайт можно назвать гармоничность и плавность линий, а также простоту форм. Рококо мебельщик не любил, называя его приторным деликатесом. Диваны, кресла и шкафы Хепплуайта имеют четко очерченный силуэт и прямые, сужающиеся к низу ножки. Мебель отличается простотой форм, легкостью, элегантностью, отдельные детали — плавно изогнутыми линиями.

В каталоге представлено более 40 моделей стульев. Стул в стиле хепплуайт специалист узнает сразу: для него характерна спинка в виде геральдического щита. Спинки ажурные или мягкие. Излюбленные мотивы ажурных спинок — три переплетающиеся стрельчатые арки, расходящиеся веером пальмовые листья или вертикальная планка в виде плюмажа.

Основные темы декора — вазы, растения, драпировки и аркады. Стулья с ручками, то есть кресла, обычно имели изогнутые подлокотники. Обивались такие стулья и кресла чаще всего светлой однотонной тканью.

Два кресла в стиле хепплуайт, представленные на выставке новых поступлений, были сделаны в России в последней трети XVIII века. Скорее всего, их изготовили крепостные мастера-мебельщики, которые работали в то время у многих высокопоставленных особ. Такие кресла могли стоять во дворце или усадьбе богатых дворян.

Кресла имеют все основные признаки стиля: простые формы, изогнутые плавные линии, сужающиеся к низу ножки, изогнутые подлокотники, кремового оттенка обивку и, конечно, щитовидную спинку. Отличает их от классического кресла в стиле хепплуайт роспись — гирлянды, растительные композиции и младенцы-путти. На медальонах спинок изображения разные: на одном из кресел это женская фигура с луком в руках и колчаном стрел (предположительно, богиня охоты Артемида), а на другом — мужская фигура со щитом и копьем (возможно, бог войны Арес). Вероятно, кресла изначально являлись частью гарнитура, в котором были аналогичные предметы с изображением других античных богов, но доподлинно об этом неизвестно.

Источник: mos.ru

Поделиться
Московская A Cappellа

«‎Московская A Cappella»‎. Победители 2024

Усадьбы

Троице-Лыково в Строгино

Ближайшие события

«Классика русского наивного искусства» в Музее русского лубка и наивного искусства

2 января29 декабря

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies