Одно из самых красивых зданий — образцов советского модернизма в Москве — Дворец творчества детей и юношества на Воробьевых горах, бывший Дворец пионеров. Построенный в конце 1950-х, он стал символом новой архитектуры — простой, ясной, пришедшей на смену тяжелому сталинскому ампиру.
Дома пионеров, начавшие открываться в СССР в середине 1930-х, были важным элементом системы образования — здесь воспитывали новых людей новой страны. Среди выпускников Московского дворца пионеров — Ролан Быков, Наталья Гундарева, Ольга Кабо, Тамара Синявская, Владимир Васильев. Сегодня, уже в новом веке, занятия во Дворце детского и юношеского творчества на Воробьевых горах продолжаются. Будущие актеры и режиссеры, спортсмены и изобретатели хорошо знают, с чего началась история их любимого Дворца.
Здание на Воробьевых горах (тогда — Ленинских) стало вторым помещением московской пионерской организации, открывшейся в 1936 году, — Дома пионеров. В особняке в переулке Стопани (сегодня это переулок Огородная Слобода) начали проводить внешкольные занятия для детей, и каждый ребенок мог найти кружок по интересам — наука, техника, спорт, экология или искусство. Результаты работы учреждения были весьма впечатляющими: уже в 1937 году в кружках и секциях, количество которых возросло до 173, занимались порядка 3500 детей.
Особняком стоял литературный кружок. К ребятам часто приходили ведущие детские писатели и поэты — Аркадий Гайдар, Лев Кассиль, Самуил Маршак, Агния Барто, Корней Чуковский. Еще здесь работала театральная студия, школа танца, скульптурная и архитектурная мастерские, изостудия. А шахматный кружок, открытый незадолго до начала Великой Отечественной войны, быстро стал одним из лучших в Москве.
В военные годы занятия не прекращались. Наоборот, ученики многих кружков помогали солдатам. Дом пионеров взял шефство над одним из госпиталей, ребята изготавливали платки и кисеты для раненых, устраивали концерты.
Поток ребят, желающих проводить время в Доме пионеров, постоянно увеличился. Один из бывших воспитанников, актер и режиссер Сергей Никоненко, не представляет, как могла сложиться его жизнь, если бы однажды его не привлекла театральная студия в Доме пионеров.
«Я бесконечно благодарен судьбе, что в совсем юном возрасте я занимался в Московском городском доме пионеров. Это была самодеятельность, но замечательные педагоги с нами занимались! Мы их очень любили. И они любили нас.
Эту студию в свое время окончили народный артист СССР Ролан Быков, народный артист России режиссер Большого театра Валерий Анисимов, народный артист РСФСР Геннадий Печников, народный артист России режиссер фильмов “Приключения Буратино” и “Про Красную Шапочку” Леонид Нечаев, народный артист России Виктор Татарский, народный артист России, лауреат Государственной премии Российской Федерации Авангард Леонтьев, профессор Щукинского училища Владимир Иванов и многие другие.
Мне даже трудно представить, как бы сложилась моя судьба, если бы не эта отдушина, потому что многие из моего послевоенного поколения пошли по криминальной стезе. У них совсем печальная судьба…
Я благодарен и счастлив, что у меня был такой дом, куда я рвался, куда я бежал. И что я прикоснулся к высоким идеалам и культуры, и драматического искусства. Спасибо за это!»
В концертах и представлениях, которые здесь давали, участвовали около 35 тысяч человек в месяц. При этом продолжались и обычные занятия. Стало очевидно: пионерам тесно в небольшом особняке, пора перебираться во дворец.
В 1958 году было решено строить новое здание — Дворец пионеров и школьников. Место выбрали подходящее, живописное — на Ленинских горах. Деньги нашли сразу: годом раньше закончился VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, и средства остались. Уже в октябре 1958-го установили закладной камень. Сейчас его можно найти слева от аллеи, которая ведет к главному входу.
Проектированием и строительством занялась команда под руководством архитектора Игоря Покровского. Он был одним из тех, кто за несколько лет до этого работал над станцией метро «Краснопресненская». С новым проектом ему помогали ученики легендарного архитектора и художника Ивана Жолтовского, а также архитекторы Феликс Новиков, Виктор Егерев, Владимир Кубасов, Борис Палуй и Михаил Хажакян. От молодых архитекторов — никому из них на тот момент не исполнилось и 35 — требовалось создать нечто новое, современное, просторное. Здание в духе времени — в стране уже началась борьба с архитектурными излишествами.
В ЦК ВЛКСМ для будущего Дворца не жалели ничего: стоило только сказать — и архитекторы получали в свое распоряжение лучшие строительные и отделочные материалы, в том числе дефицитные. Привлекали и специалистов, и добровольцев, в том числе школьников — они наводили на площадке порядок на субботниках и воскресниках.
Дворец пионеров — визуально легкий и понятный, с остекленными стенами — получился абсолютно не похожим на торжественные сталинские здания. Фасады украсили мозаичными панно. Кроме обязательного профиля Ленина и сцен из жизни пионерии, появились и метафорические мозаики: «Вода», «Земля» и «Воздух» символизировали победу человека над тремя стихиями. Пионерский костер над главным входом сделали из крупных кусков цветного стекла, стихии — из окрашенных силикатных кирпичей. Во Дворце обустроили концертный и театральный залы, зимний сад, выставочные пространства.
Некоторые идеи архитекторы переняли у иностранных коллег. Купола, которые венчают длинную галерею, пришли из работ великого американского мечтателя Ричарда Бакминстера Фуллера, а на волнистый потолок зрительного зала вдохновил стиль финского дизайнера и архитектора Алвара Аалто. Финский «отец модернизма» посетил Дворец пионеров незадолго до окончания строительства вместе с коллегой из Бразилии Лусио Коста и французскими писателями Жан-Полем Сартром и Симоной де Бовуар. Зарубежных гостей поразил тот факт, что такое огромное здание возводится исключительно для детей.
Дворец открылся в 1962 году, 1 июня, в Международный день защиты детей. На торжественном мероприятии присутствовал первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. Еще через пять лет команда Игоря Покровского стала первым лауреатом только что учрежденной Государственной премии РСФСР в области архитектуры.
Среди детей, которые пришли заниматься в новое здание, был пианист и дирижер заслуженный артист России Сергей Жилин.
«Мои детство и юность связаны с двумя учреждениями — Московским городским дворцом пионеров и ДК “Москворечье”. В первый я пришел в 10 лет. Будучи учеником Центральной музыкальной школы при Консерватории имени Чайковского, долго уговаривал маму отправить меня туда, потому что безумно хотел заниматься авиацией. Но в конечном итоге получилось так, что, помимо авиамодельного кружка, я с радостью бежал в Театр юного москвича и с энтузиазмом играл в ВИА. В этом плане Дворец пионеров был уникальным учреждением: здесь можно было заниматься и творчеством, и техническими специальностями, и другими видами деятельности. У нас была агитбригада из активистов, мы регулярно ставили сценки и спектакли, готовили концертные программы к памятным датам и праздникам. И конечно, все стремились к тому, чтобы участвовать в конкурсах и соревнованиях. Я вот даже стал чемпионом Москвы по классу воздушного боя среди младших школьников».
Дворец несколько раз реконструировали, но исторический облик здания преимущественно сохранился. В 1972 году установили памятник гайдаровскому персонажу Мальчишу-Кибальчишу. А с 2002 года дворец входит в список охраняемых объектов культурного наследия.
В 1992 году Дворец пионеров реорганизовали в Московский городской дворец творчества детей и юношества. Сегодня здесь обучаются более 27,5 тысячи ребят. Для них работают центры технического, художественного, экологического, военно-патриотического образования, а также театрально-творческая лаборатория и многое другое.
Фотографии предоставлены Главархивом Москвы
Кубок «Москва – на волне»
Музейно-храмовый комплекс Военных сил России