В Музее Николая Островского открылась выставка «Москва глазами художников». Она посвящена тому, как столица изменилась более чем за 50 лет, — живопись и графика прошлого века соседствуют с современными фотографиями. Гости смогут познакомиться со старой Москвой и сравнить ее с хорошо знакомым им городом.
В конце XIX века территория Зарядья, где когда-то жили многочисленные ремесленники и иностранные купцы, стала приходить в упадок. В 1930-е годы здесь запланировали построить здание Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР. Но начало Великой Отечественной войны внесло коррективы, и план пришлось заморозить — чтобы больше к нему не вернуться.
В 1947-м все изменилось: решили, что на территории современного парка «Зарядье» должна стоять восьмая сталинская 32-этажная высотка. Уже сделали фундамент, но потом строительство тоже остановили — у страны попросту не хватало средств для воплощения такого масштабного проекта. Потребовалось время, чтобы к строительству вернулись вновь — однако теперь уже не высотки, а гостиницы «Россия», на том же фундаменте. Открылась она в 1967 году, став самой большой в мире и попав в Книгу рекордов Гиннесса. Жили здесь чиновники, знаменитости, иностранцы, работали многочисленные рестораны, библиотека, автосервис, концертный зал. После пожара в 1977-м блестящее время гостиницы стало уходить в прошлое, вместо реставрации в начале 2000-х ее решили снести. Сейчас на этом месте — живописный парк.
Художник Федор Мясников в 1964 году запечатлел начальный этап строительства гостиницы. Сейчас с этого ракурса можно увидеть панораму парка с парящего моста, высотку на Котельнической набережной и Кремль.
Когда-то на Пушкинской площади находился Страстной монастырь. В 1937 году его снесли, а на его месте в 1961-м построили кинотеатр «Россия» — здание в стиле советского модернизма по проектам архитекторов Юрия Шевердяева, Дмитрия Солопова и Эльмиры Гаджинской. Возвели его специально к II Московскому международному кинофестивалю, можно сказать, что с самого момента открытия кинотеатр повидал немало звезд, отечественных и зарубежных. Кстати, именно у подножия его лестницы Владимир Меньшов снимал одну из сцен фильма «Москва слезам не верит», получившего в 1981 году премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. Кроме того, кинотеатр стал одной из первых построек периода оттепели, чем снискал особое трепетное отношение москвичей.
Мария Райская в 1964 году создала очень атмосферный рисунок: величавое здание, рядом с которым прогуливаются люди, ездят машины. Пейзаж, впрочем, с тех пор мало поменялся. Правда, сейчас в здании располагается не кинотеатр, а Московский театр мюзикла.
В Хамовниках, рядом со станцией метро «Кропоткинская», в 1960 году появился один из крупнейших бассейнов в мире и самый большой в СССР. Его размеры и правда впечатляли — 130 метров в диаметре. Здание расположилось на фундаменте недостроенного Дворца Советов (на месте взорванного храма Христа Спасителя). Сам бассейн поместили внутрь бетонного кольца — изначально его строили как основание большого зала дворца. 415-метровый Дворец Советов должен был стать апофеозом советской власти и победы коммунизма, самым высоким зданием в мире, но воплотить проект не удалось.
Тем не менее москвичи и гости города, вероятно, были рады бассейну, который благодаря самым современным на тот момент технологиям мог прогреваться до 34 градусов даже в холодное время года. Он вдохновлял многих художников, среди которых был Д. Максимов — в 1970-е годы он создал рисунок, представленный на выставке.
Грандиозный бассейн проработал до 1994 года, его снесли и снова построили храм. Сейчас ту часть храма, которая располагается на месте бассейна, реставрируют, и фотографам было сложно сделать снимок в точном соответствии с ракурсом рисунка Максимова. Однако все так же хорошо виден Дом на набережной — остальное поможет дорисовать воображение.
В 1937 году о скульпторе Вере Мухиной и об архитекторе Борисе Иофане узнал весь мир. Для павильона СССР на Международной выставке в Париже они создали шедевр, ставший одним из символов российской столицы. Скульптуру «Рабочий и колхозница», которая произвела огромное впечатление на посетителей, выполнили из нержавеющей хромоникелевой стали, а сверху облицевали металлическими листами.
По возвращении в Москву ее смонтировали на 10-метровом постаменте у северного входа на ВДНХ — это гораздо ниже, чем сейчас. Дело в том, что, когда Мухина и Иофан создавали скульптуру, они рассчитывали на высоту выставочного павильона. В Москве ее поставили на уже имеющийся постамент, строить павильон нужной высоты не стали. Узнать, как это выглядело, позволяет в том числе и рисунок Натальи Гиппиус, сделанный в 1964-м. Подняли «Рабочего и колхозницу» только во время реставрации (2003–2009).
Первый искусственный спутник Земли «Спутник-1» успешно вышел на орбиту в октябре 1957 года, это была сенсация. В марте в СССР объявили всесоюзный открытый конкурс на лучший проект обелиска, посвященного этому запуску. Победителем стал проект «Народ-созидатель», представляющий собой взмывающую ввысь ракету с дымовым шлейфом. Его создали архитекторы Александр Колчин, Михаил Барщ и скульптор Андрей Файдыш-Крандиевский.
Пока шла работа, произошло еще одно важное событие: на пилотируемом корабле в космос отправился Юрий Гагарин. Название будущего 107-метрового монумента поменяли на «Покорителям космоса». Расположить его решили рядом с главным входом ВДНХ. Шлейф ракеты сначала хотели сделать из матового стекла, но конструктор Сергей Королев предложил заменить его на отполированные титановые пластины, красиво отражающие небо. Кстати, он лично наблюдал за ходом этих тяжелых работ — строительная площадка была видна из окна его дома.
Воочию посмотрела на это и художница Мария Райская, запечатлевшая на рисунке процесс монтажа. Сейчас, конечно, от строительных лесов не осталось и следа — москвичи и гости города могут увидеть огромный и величественный монумент.