В музее-усадьбе «Остафьево» — «Русский Парнас» восстановят березовую, или Карамзинскую, рощу. Усадьба Вяземских-Шереметевых расположена в селе Остафьево поселения Рязановского (ТиНАО). Первая часть реставрационных работ уже завершена — в природном уголке высадили более 130 деревьев. Полностью завершить воссоздание облика березовой рощи первой трети XIX века планируют в следующем году.
Усадьба Остафьево была построена на рубеже XVIII–XIX веков князем Андреем Вяземским, а березовую рощу высадили в 1808 году при его сыне Петре. Впоследствии она получила название «Карамзинская», так как там часто прогуливался историк и писатель Николай Карамзин. Он прожил в усадьбе 12 лет и за это время написал восемь из 12 томов своего главного труда — «Истории государства Российского».
«Усадьбу посещали многие просвещенные люди XIX века — поэты Александр Пушкин и Константин Батюшков, писатели Николай Гоголь, Александр Грибоедов и Иван Тургенев, — которые, как и Николай Карамзин, прогуливались по усадебному парку, в том числе и по березовой роще. Там до сих сохранились несколько берез, возраст которых насчитывает более 100 лет. Данная работа интересна тем, что мы возвращаем исторический облик не зданию, а объекту садово-паркового искусства. Хочу подчеркнуть, что природные памятники играют для города такую же важную роль, как, например, особняки», — отметил глава Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.
Главный дом с флигелями, построенный в стиле классицизма, а также усадебный парк внесены в список объектов культурного наследия федерального значения. Березовая роща, которая находится в лесопарковой зоне усадьбы, является объектом культурного наследия регионального значения. Все работы проводились под контролем специалистов Мосгорнаследия.
В первой трети XIX века березовая роща насчитывала примерно 1000 деревьев, со временем количество насаждений постепенно сокращалось — некоторые березы засыхали, другие погибали во время ненастий. Наибольший урон роще нанес ледяной дождь в декабре 2011 года. Практически на всех березах были обломаны ветви, а на некоторых и верхушки. Под тяжестью льда стволы ослабленных и молодых деревьев согнулись или сломались. В результате количество берез сократилось более чем в два раза.
Площадь рощи — 4,3 гектара. Помимо берез, там можно встретить и отдельные деревья других пород. Перед тем как приступить к воссозданию Карамзинской рощи, были проведены научно-исследовательские работы. Специалисты работали в архивах, изучали картографические материалы и другие исторические документы первой трети XIX века, чтобы после окончания реставрации роща выглядела так же, как и 200 лет назад.
«Сейчас завершен первый этап реставрации березовой рощи — восстановлена ее южная часть площадью более 1,5 гектара. Осенью прошлого года высадили 132 дерева — 128 берез, а также пихты и рябины. Кроме того, там посадили 38 кустарников различных видов — спирею, гортензию, барбарис, лещину и морщинистую розу. Все растения хорошо пережили зиму. Теперь внешний вид южного участка Карамзинской рощи максимально приближен к своему историческому облику», — рассказал Алексей Емельянов.
Во время восстановительных работ в роще высаживают молодые крупномерные деревья в возрасте трех-четырех лет. Кроме того, специалисты проводят санитарную обрезку старых растений, чтобы поддерживать их в жизнеспособном состоянии как можно дольше, добавили в пресс-службе музея-усадьбы «Остафьево».
Высадку всех деревьев в роще планируют завершить осенью этого года. Во время второго этапа реставрации в северной части Карамзинской рощи появятся 228 берез разных видов. А в следующем году собираются провести третий этап восстановительных работ. В роще проложат прогулочные дорожки из гравия, по которым смогут прогуливаться посетители музея-усадьбы. Также там обустроят круг, где детей будут катать на пони. Вдоль дорожек установят садовые скамейки и сделают подходы к курганам, которые обнаружил сам Николай Карамзин.
В Москве реставрируют объекты культурного наследия как регионального, так и федерального значения. Чаще всего это дома, монументы, храмы и исторические объекты. Так, недавно в порядок привели фасад Галереи Александра Шилова. Это особняк XIX века, который считается образцом московской эклектики.
«Московская A Cappella». Победители 2024
Тайны Живописного моста