На сцене на Сухаревской Театра Олега Табакова состоялась премьера спектакля «Ревизор». Первый показ прошел на фестивале «Атом Солнца», посвященном памяти Олега Павловича.
Постановка знаменитой гоголевской комедии – вторая в истории этого театра. Впервые «Ревизора» показали здесь в 1991 году. Над новым спектаклем работала практически та же команда: режиссер Сергей Газаров, актеры Александр Марин и Сергей Беляев, а также Владимир Машков, который снова, как и 28 лет назад, сыграл Городничего.
1991 год. Московская театральная публика устремляется в «Табакерку» – дают «Ревизора». К всегда злободневной комедии Николая Гоголя обратился режиссер Сергей Газаров, выпускник первого курса Олега Табакова в ГИТИСе.
В главных ролях – молодые звезды театра, учившиеся у Табакова. Хлестакова играет Александр Марин, Землянику – Сергей Беляев. В городничего Сквозник-Дмухановского перевоплотился Владимир Машков, недавно окончивший Школу-студию МХАТ, а в его жену Анну Андреевну – Евдокия Германова. В постановке играли также Андрей Смоляков, Авангард Леонтьев, Евгений Миронов и Михаил Богдасаров.
«Ревизор» неизменно собирал полные залы. Те, кто видел спектакль, уверяли: на нем смеются даже самые серьезные люди. О зрителях, пытавшихся сдержать хохот и выходивших из зала в предобморочном состоянии, ходили легенды.
Союз театральных деятелей России назвал постановку Газарова лучшим спектаклем года. Но главной наградой для команды стало одобрение мастера – Олег Павлович был очень доволен «Ревизором», сделанным учениками.
И сегодня, говоря о новом спектакле, художественный руководитель Театра Олега Табакова Владимир Машков в первую очередь вспоминает об учителе.
«Олег Павлович порадовался бы, я надеюсь, потому что он всегда чувствовал энергоемкость своих учеников, их желания и стремления, осознанность, ответственность и честность перед зрителями. В этом спектакле очень важно партнерское взаимоотношение, то, как мы понимаем друг друга, иногда даже с полуслова. Я очень рад, что коллектив в такой хорошей, боевой форме. Значит, у нас есть возможность развиваться дальше», – говорит он.
Этот «Ревизор» – не восстановленный спектакль 1991 года, это абсолютно другая постановка, говорит Сергей Газаров, который взялся за пьесу в очередной – третий – раз. Между двумя спектаклями был одноименный фильм, снятый в 1996-м, – с Евгением Мироновым, Никитой Михалковым, Мариной Нееловой и Олегом Янковским.
На сцене снова провинциальный городок XIX века. Никакого переноса в современность – в спектакле все как в пьесе Гоголя. Единственное изменение, которое позволил себе режиссер, – небольшое сокращение действующих лиц. В постановке нет Бобчинского – из дуэта двойников-интриганов остался один, единый в двух лицах Бобчинский-Добчинский.
«Осовременивание – это путь, который я не очень приветствую. Мне кажется, это немножко от лукавого. Если в пьесе ты видишь связь с сегодняшним днем, значит, в ней все и так актуально, ничего осовременивать не надо», – считает Сергей Газаров.
Владимир Машков – один из артистов, игравших в том самом «Ревизоре» 28 лет назад. В новом спектакле он снова играет Городничего. «Ни в спектакле, ни в постижении роли нет окончательной точки, – уверен он. – И именно этим прекрасен наш русский психологический театр. Мы не можем ничего забить гвоздями раз и навсегда».
Сергей Беляев, который в первой версии играл Землянику, стал Осипом – слугой Хлестакова. Александр Марин, игравший Хлестакова, теперь предстает в роли Добчинского-Бобчинского, виртуозно переключаясь с одного на другого.
Хлестакова предложили сыграть 20-летнему Владиславу Миллеру, выпускнику Школы Олега Табакова. В труппе театра он числится только с прошлого года, и «Ревизор» – его вторая большая работа на этой сцене. Дебют Миллера состоялся в еще одном громком возобновленном спектакле театра – «Матросской тишине», где он сыграл Давида Шварца. Его Хлестаков – самый молодой за всю историю постановок «Ревизора».
«От того, что я самый молодой, волнения нет. Оно есть от того, что на мне лежит ответственность, как и на любом другом артисте в этом спектакле. Но объем моей роли больше, чем у других, поэтому я думаю о том, как сделать свою линию целостной. Тем более что это мне доверили Владимир Львович и Сергей Ишханович», – говорит Владислав Миллер.
Жена Городничего играет Яна Сексте. Сыграть Анну Андреевну – большое счастье для актрисы, говорит она. Это очень характерная и интересная роль.
«Это женщина бальзаковского возраста, у которой уходит последний трамвай, поезд, воздушный шар, – рассказывает артистка. – Она живет в городе, из которого “хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь”. Она полна отчаяния и тоски, нерастраченной жажды жизни, мощи, любви. Это раздирает ее».
Над декорациями работал художник-постановщик Александр Боровский, лауреат премии «Золотая маска». Он оформил более 150 спектаклей – не только в России, но и в США, Дании, Италии и других странах. Для «Ревизора» он придумал огромный фронтон дома с террасой. За ним – множество лестниц, по которым передвигаются герои, выглядывая из окон.
Владислав Миллер в этих декорациях чувствует себя как рыба в воде: в два прыжка оказывается на втором этаже, танцует на перилах и выполняет практически акробатические трюки. Это результат многолетних тренировок – он с детства занимался классической хореографией и танцевал хип-хоп.
«Хлестаков – это не человек, а воздух, антигравитация, нечто облачное. Поэтому здесь очень много пластики, трюков. Очень долго все это отрабатывали, репетировали, я вечно был в ссадинах и синяках. И сейчас я без страховки залезаю на второй этаж. Естественно, если упаду, надо будет давать занавес. Поэтому к репетициям подходили очень ответственно», – вспоминает Миллер.
Костюмы создала Мария Боровская – дочь Александра Боровского. Это ее вторая работа в Театре Олега Табакова. Городничего она нарядила в элегантный бордовый бархат, Хлестакова – в модные туфли оксфорды, подвернутые брюки, пиджак с закатанными рукавами. Сразу видно – парень из столицы, возможно даже из сегодняшней, просто очень увлечен винтажной модой.
Однако самые яркие наряды – у Яны Сексте и Юлианы Гребе, играющей Марью Антоновну, дочь Городничего. Царица Нефертити, русская красавица в кокошнике – и это еще не все образы, в которых героини успевают предстать в течение спектакля.
«Они обе сходят с ума от скуки, ничего не делая. У них много разной одежды, они себя развлекают, как могут. Режиссер нам сказал: “Я предлагаю вам похулиганить. Как хотите, так и приходите на репетиции”. И мы каждый раз что-то придумывали вместе с художником по костюмам», – рассказала Яна Сексте.
Считается, что сюжет «Ревизора» Николаю Гоголю подсказал Александр Пушкин, рассказав, как в Новгородскую губернию заезжал мошенник, выдал себя за высокопоставленного господина из министерства и всех обманул. Воодушевленный историей Гоголь взялся за работу и закончил пьесу через несколько месяцев. «Ревизор» был опубликован в 1835 году.
Поставить пьесу удалось через год – чиновники не хотели видеть сатиру на себя. Василию Жуковскому – другу и поклоннику творчества Гоголя – пришлось самому убедить императора Николая I, что ничего оскорбительного в произведении нет.
Впервые «Ревизора» показали в Александринском театре в 1836 году. Император был на премьере и одобрил постановку. Сидя в ложе, он аплодировал и смеялся, а после падения занавеса произнес знаменитую фразу: «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне – более всех!» Николай I настоятельно рекомендовал спектакль всем министрам и часто цитировал пьесу. Возникали персонажи «Ревизора» и в переписке императора с цесаревичем Александром Николаевичем. Отец и сын писали друг другу о встречах с людьми, напоминавшими Городничего или Бобчинского, и о смехе, который едва могли сдержать.
Однажды император не смог удержаться от шутки. Оказавшись вскоре после премьеры в уездном городке Чембаре Пензенской губернии, он весело обвел глазами столпившихся вокруг него местных чиновников и сказал: «Ба, да я вас всех знаю!» Поспешив уверить удивленных собеседников в том, что видит их в первый раз, он добавил, что знает их всех по «Ревизору».
В следующий раз посмотреть «Ревизора» в Театре Олега Табакова можно 21 ноября, а также 4, 10 и 27 декабря.