Музей-заповедник «Царицыно» приглашает на ежегодный Фестиваль исторических садов — выставку ландшафтного искусства. Его проводят на том же месте, где когда-то находились знаменитые воздушные сады — такое название они получили, потому что яблоки, груши, вишни и сливы выращивали здесь на открытой территории, а не в теплицах.
Тема фестиваля этого года — «Сады в искусстве». Под открытым небом гости увидят 17 авторских ландшафтных композиций, созданных по мотивам произведений искусства. Некоторые подготовили музеи, оркестр, театр и киностудия, а другие выбрали через открытый конкурс. О шести садах — в материале mos.ru.
Дизайнер Татьяна Звездочкина
— Сад «Времена года. Переосмысление» создан совместно с оркестром «Виртуозы Москвы». Концептуально он представляет собой ответ на одноименную концертную программу композитора Макса Рихтера из репертуара коллектива. Этот концерт — современная интерпретация классических «Времен года», которые написал для скрипки с оркестром Антонио Вивальди. Мы же предлагаем по-другому посмотреть на элементы ландшафтного дизайна, приемы и материалы.
Создавая сад, мы использовали современные технологии — «бетонные» скамью и пень распечатали на 3D-принтере. Этот стало неким переосмыслением того, что уже есть в природе, всего того, к чему мы давно привыкли. Условно сад разделен на четыре части. Одинокое дерево в зимней зоне — метафора зимы, на нем немного листков, символизирующих надежду на скорое возрождение. В весенней части можно увидеть растение, которое цветет только в мае, — армерию приморскую. Она зацвела сейчас, в августе, потому что ее поздно посеяли. В зоне лета тоже есть посеянные поздно растения: дельфиниум (живокость) и вероника длиннолистная. Если мы продвинемся вглубь сада, то заметим, как яркие краски лета начинают понемногу затухать, растушевываться, уступая место растениям с характерной красной и желтой окраской листвы.
Несмотря на глубокую философию концепции, мы хотели передать и ощущение легкости — для этого решили использовать панели из дихроичного стекла. Это первое его применение в ландшафтном дизайне, своего рода наш эксперимент. И он удался: блики, играющие всеми цветами радуги, вместе с отражающимися растениями сразу привлекают внимание.
Дизайнер Наталья Климова
— Этот сад посвящен научно-фантастическому фильму «Аэлита», снятому ровно 100 лет назад. Создавая его, мы не могли не вдохновляться декорациями, стилистикой картины. В результате получилась смесь конструктивизма и советского авангарда. Основные цвета — белый и красный.
Мы решили пофантазировать на тему того, как бы мог выглядеть марсианский сад. Скорее всего, там было бы мало зелени, зато много камня, и мы решили сделать акцент на этом, а чилийское растение араукария, похожее на кактус, только подчеркивает впечатление. Центральная композиция сада — красный ретранслятор, который тоже можно увидеть в фильме, — символизирует саму королеву Марса Аэлиту.
Зритель обратит внимание, что наш сад очень «острый». Этого удалось добиться благодаря туям сорта «смарагд», барбарисам — все «колючее», конусовидное, вертикальное. Обстановку немного смягчают арт-объекты в виде шаров: вечером с подсветкой они смотрятся как сигнальные огни.
«Сад Магритта», вдохновленный творчеством бельгийского художника Рене Магритта, — еще одно творение Натальи Климовой и ее команды.
— Мы хотели представить его как классический сад XIX — начала XX века. В центре разместился водоем, символизирующий голубое небо, — отсылка к творчеству Магритта, который часто его изображал. Усиливает эффект преломляющая пространство зеркальная ширма.
Сад получился загадочным, он будто бы держит в напряжении. Узковатые дорожки и проходы, туман — мы хотели создать атмосферу, которая хотя бы частично передавала ощущение от картин художника. И конечно, растения: здесь можно увидеть смарагды, гортензию метельчатую, кизил, дерен белый (элегантиссиму), просо.
Дизайнер Ольга Скабелкина
— Создавая сад, мы, конечно, думали о произведениях художника, книжного иллюстратора и театрального оформителя Ивана Билибина. В итоге у нас получился некий прообраз русского леса: два холма, мистический водоем, полевые цветы, земляника. В нашем саду поселились керамические мухоморы и металлическая жар-птица — эти арт-объекты идеально вписываются в пейзаж.
Иван Билибин увлекался не только иллюстрацией и графикой — он много путешествовал по Русскому Северу, собирал самое интересное о народных промыслах разных регионов. Поэтому у нас здесь и ярославские керамические изразцы, и валдайские колокольчики, а также многое другое. Мы не могли обойтись без отсылки к тому, чем вдохновлялся и что любил сам художник.
Дизайнер Юлия Нечаева
— «Сад мхов» выполнен в японском стиле — нас вдохновила одна из гравюр художника Китагавы Утамаро. Сад символизирует путь через тревоги и сомнения. В финале человек обретает внутреннюю гармонию: минуя болотце, в котором обитают его страхи, он приходит в беседку, подсвеченную красным. Этот цвет в Японии означает энергию. В центре беседки — деревце бонсай, символизирующее формирование человека, трансформацию его личности. Здесь, кстати, играет успокаивающая музыка.
В нашем саду есть сосны горные и обыкновенные, осока, азалии, рододендроны, ирисы, голубика, папоротники, мхи разных видов. Крыша беседки уложена березовым хворостом. Мы также добавили детали, характерные для традиционного японского сада: например, над болотцем пролегает криволинейный мост, состоящий из восьми сегментов. Он сделан из старых досок. Японцы считают, что если человек идет непрямым путем, то злые духи его не настигнут.
А над подсвеченным болотцем по вечерам станет расстилаться туман — символического значения он не имеет, зато будет создавать нужную атмосферу.
Дизайнер Наталья Вялых
— Этот сад — напоминание о «Властелине колец» Джона Рональда Руэла Толкина, крае под названием Шир, где живут беззаботные и добрые хоббиты. Мы постарались воссоздать территорию, раскинувшуюся у входа в уютный домик Бильбо Бэггинса, максимально передать атмосферу этого сказочного места.
У нас растет тот самый «лист полуросликов» — любимый табак Бильбо. Есть мебель жителей Средиземья — стол и стулья, бочки, на которых хоббит и гномы сплавлялись по реке Эсгарот. Нам было важно показать символичную атрибутику, которая точно придется по вкусу поклонникам книг Толкина. Впрочем, не только им.
Фестиваль завершится 1 сентября.
Тайны Живописного моста
«Московская A Cappella». Победители 2024