Московский музей современного искусства (ММОМА) отмечает 20-летие выставкой «ММОМА 99/19». На трех этажах особняка на Петровке звездные кураторы создали 20 тематических площадок, где можно увидеть экспонаты из коллекций разных лет. Экспозиция отражает их взгляды не только на фонды музея, но и на современное искусство в целом.
Вместе с агентством «Мосгортур» рассказываем, на что обратить внимание.
Куратор зала «Мореплавание» – путешественник и исследователь Федор Конюхов – для оформления площадки выбрал работы художников Сергея Шаблавина и Вячеслава Колейчука, а также фотографии Юрия Викулина.
Сергей Шаблавин, физик-кибернетик по образованию, долгое время увлекался абстрактной живописью. В его работах объединены городской и природный пейзажи – это и привлекло внимание Конюхова. Например, гости юбилейной выставки могут увидеть картину «Пересечение времен». Изображение реки в нескольких кругах становится своего рода оптической иллюзией.
Рядом с работами Шаблавина – вогнутое зеркало «Космос», созданное представителем отечественного кинетического искусства Вячеславом Колейчуком. Конюхов уверен: если внимательно вглядеться в эту работу, то можно испытать те же ощущения, что и путешественник, который смотрит в звездное небо.
Вообще в этом зале доминируют круглые экспонаты. По мнению куратора, картины такой формы отсылают зрителя к корабельному штурвалу – неизменному спутнику каждого мореплавателя.
В зале «Телевидение» посетителям предложат посидеть на диване перед импровизированным экраном и посмотреть фрагмент ток-шоу Андрея Малахова, который стал одним из кураторов проекта. Ведущий решил порассуждать об образах, которые транслируются с телеэкрана, о том, как они меняются под влиянием моды и ожиданий зрителей.
Однако Андрей Малахов рассказывает не только о своей профессиональной деятельности, но и о пристрастии к предметам искусства. Например, большая бронзовая бабочка Евгения Антуфьева отсылает к личному собранию ведущего – у него в коллекции тоже есть несколько работ этого художника.
Серия фотографий Владислава Мамышева-Монро, с которым Малахов был знаком, посвящена поп-культуре. На снимках, обрамляющих самодельный телеэкран, запечатлен сам фотохудожник в образе Аллы Пугачевой. Героем ток-шоу на экране тоже выступает Мамышев-Монро в рыжем парике.
На соседней стене разместились картины Пабло Пикассо и Марка Шагала. Это изображения мужчин и женщин, любовные сцены. Куратор отмечает, что «зритель должен чувствовать себя подглядывающим», смотря на них. Эту тему продолжает выставка галереи «Пальто» Александра Петрелли. На распахнутой перед зрителями подкладке пальто – абстрактные портреты, книги и прозрачные сумки, похожие на современные клатчи.
«В этом пространстве поднимаются проблемы открытости и закрытости на телевидении, а также куратор пытается ответить на вопрос, возможно ли оградить свою жизнь от вмешательства, если ты работаешь телеведущим», – объясняет Диана Джангвеладзе.
Куратором зала «Парфюмерное искусство» выступил Фредерик Маль – французский предприниматель и основатель парфюмерного бренда. Его дед входил в число создателей Parfums Christian Dior, а мать работала в этой компании директором по развитию. Для самого Фредерика запах всегда связан с цветом, поэтому и площадку он оформил с акцентом на взаимодействие цвета, света и аромата.
По его задумке, в зале должно быть не очень светло, чтобы ничто не отвлекало гостей от знакомства с представленными работами. Еще одно обязательное условие – присутствие фирменного аромата.
«Аромат, который вы чувствуете, – это портрет дамы, созданный Домиником Ропьоном, одним из лучших парфюмеров мира. Это его шедевр. Аромат отличается теплотой и наполненностью, которых не хватает в холодных местах, особенно таких, как Россия. Запах гармонично завершает эту композицию», – объясняет Фредерик Маль.
Он любит смешивать – это касается как создания ароматов, так и коллекционирования предметов искусства. Абстрактные картины графика и скульптора Жоана Миро гармонируют с яркими полотнами Тамары Тер-Гевондян. Творчество этой художницы Маль открыл для себя во время работы над юбилейной выставкой ММОМА. Дополняет это все «Мебиус» Вячеслава Колейчука – кинетическая скульптура в виде металлической ленты без начала и конца.
Медиевист и переводчик Олег Воскобойников посвятил площадку диалогу современного и средневекового искусства.
«Я сказал коллегам из музея выбирать что-то такое из коллекции, что будет звучать по-средневековому, оставаясь при этом современным. Я подумал, что образ человека в искусстве – это хорошая тема, над которой можно рассуждать вместе и с которой можно обратиться к зрителю. При этом свою задачу я видел в том, чтобы посередине экспозиции путника остановить и сказать: “Подумай”. Мне кажется, здесь получилось место покоя, остановки», – рассказывает он.
Экспонатов в зале «История» не очень много. Важное место занимает «Композиция с лопатой» Андрея Гросицкого. Воскобойников предлагает посетителям обратить внимание именно на лопату: куратор отмечает, что труд стал одновременно и проклятием, и благословением человека, его судьбой, метафорой земного пути.
«Когда я увидел фотографию этой картины, я понял, что лопата может многое зрителю рассказать, настроить его на нужный лад. В этой работе есть и оптимистичные ноты – несмотря на то, что это старая вековая лопата с обломанным черенком, в ней есть какая-то надежность, ощущение, что мы с ней не пропадем», – рассказал он.
Продолжают тему земного пути человека картины «Полет птиц внутри головы» Леонида Тишкова, «Ведьмочка» Михаила Гробмана, «Война» Бориса Анисфельда, «Автопортрет» Дмитрия Пригова и диптих Комара и Меламида, посвященный городским ангелам. Работа воплощает идею куратора о том, что «мы рождаемся для лопаты, а в конце возвращаемся на небеса».
Куратор зала «Театр» – режиссер Кирилл Серебренников. Он убежден, что театр строится на внутренних и внешних, социальных и экономических разногласиях. Поэтому главная тема пространства – конфликт.
На стенах зала – послания сотрудникам музея: «Мне не нравится развеска картин в этом зале», «Меня раздражает, что меня не понимают…», «Они не дали мне ничего поменять», «У меня с ними КОНФЛИКТ…». У пожарного шкафчика – надпись: «…этот кран все тут испортил, на этот угол противно смотреть… Я не хочу иметь отношения к этому безобразию. Я хотел все отменить». Это всего лишь шутка, игра, театральная драма, но в то же время она показывает, каким может быть противостояние.
О социальных конфликтах говорится в документальных фотографиях Тимофея Парщикова и Сергея Браткова, которые запечатлели жизнь российской глубинки без прикрас: грязные дворы, детей-беспризорников, заброшенные здания. Протест против скуки и обыденности выражают Владислав Мамышев-Монро, снявшийся в образе Жанны Агузаровой, и Анатолий Осмоловский, забравшийся на памятник Владимиру Маяковскому.
Экспонаты в «Театре» размещаются даже под потолком. За большим транспарантом с лозунгом «Лучше бы работать шли» прячутся две неоновые вывески: I want everyone’s money («Я хочу деньги каждого») Диего Тонуса и Анонима, а также Malevich sold here («Здесь продавался Малевич») Александра Косолапова из серии «Малевич-Мальборо».
20-й зал посвящен самому музею. Пространство «Искусство/музей» – это первый и последний зал, который видят посетители.
Куратор Зураб Церетели разместил здесь три живописные работы и два видео. В центре – «Три грации» Василия Шухаева, художника, который обучал Церетели в Тбилисской академии художеств, а по бокам расположились работы самого Зураба Константиновича. Это подготовительный эскиз и финальный вариант дипломного проекта Церетели «Песнь о Тбилиси», который он хотел защищать во время выпуска, но комиссия не приняла работы – художнику отказали «за формализм». За короткое время ему пришлось создать другую работу, с которой он и защитился на отлично.
Видео, которые транслируют на мониторах, – серия интервью с художниками и скульпторами и хроника открытия ММОМА в 1999 году. Черно-белые архивные кадры показывают, с чего все начиналось и каким был Московский музей современного искусства в первые дни своего существования.