Юбилей современного искусства. Гид по выставке «ММОМА 99/19»

14 января 2020
Выставки

Московский музей современного искусства (ММОМА) отмечает 20-летие выставкой «ММОМА 99/19». На трех этажах особняка на Петровке звездные кураторы создали 20 тематических площадок, где можно увидеть экспонаты из коллекций разных лет. Экспозиция отражает их взгляды не только на фонды музея, но и на современное искусство в целом.

Вместе с агентством «Мосгортур» рассказываем, на что обратить внимание.

По морям с Федором Конюховым

Куратор зала «Мореплавание» – путешественник и исследователь Федор Конюхов – для оформления площадки выбрал работы художников Сергея Шаблавина и Вячеслава Колейчука, а также фотографии Юрия Викулина.

Сергей Шаблавин, физик-кибернетик по образованию, долгое время увлекался абстрактной живописью. В его работах объединены городской и природный пейзажи – это и привлекло внимание Конюхова. Например, гости юбилейной выставки могут увидеть картину «Пересечение времен». Изображение реки в нескольких кругах становится своего рода оптической иллюзией.

Рядом с работами Шаблавина – вогнутое зеркало «Космос», созданное представителем отечественного кинетического искусства Вячеславом Колейчуком. Конюхов уверен: если внимательно вглядеться в эту работу, то можно испытать те же ощущения, что и путешественник, который смотрит в звездное небо.

Вообще в этом зале доминируют круглые экспонаты. По мнению куратора, картины такой формы отсылают зрителя к корабельному штурвалу – неизменному спутнику каждого мореплавателя.

В эфире с Андреем Малаховым

В зале «Телевидение» посетителям предложат посидеть на диване перед импровизированным экраном и посмотреть фрагмент ток-шоу Андрея Малахова, который стал одним из кураторов проекта. Ведущий решил порассуждать об образах, которые транслируются с телеэкрана, о том, как они меняются под влиянием моды и ожиданий зрителей.

Однако Андрей Малахов рассказывает не только о своей профессиональной деятельности, но и о пристрастии к предметам искусства. Например, большая бронзовая бабочка Евгения Антуфьева отсылает к личному собранию ведущего – у него в коллекции тоже есть несколько работ этого художника.

Серия фотографий Владислава Мамышева-Монро, с которым Малахов был знаком, посвящена поп-культуре. На снимках, обрамляющих самодельный телеэкран, запечатлен сам фотохудожник в образе Аллы Пугачевой. Героем ток-шоу на экране тоже выступает Мамышев-Монро в рыжем парике.

На соседней стене разместились картины Пабло Пикассо и Марка Шагала. Это изображения мужчин и женщин, любовные сцены. Куратор отмечает, что «зритель должен чувствовать себя подглядывающим», смотря на них. Эту тему продолжает выставка галереи «Пальто» Александра Петрелли. На распахнутой перед зрителями подкладке пальто – абстрактные портреты, книги и прозрачные сумки, похожие на современные клатчи.

«В этом пространстве поднимаются проблемы открытости и закрытости на телевидении, а также куратор пытается ответить на вопрос, возможно ли оградить свою жизнь от вмешательства, если ты работаешь телеведущим», – объясняет Диана Джангвеладзе.

Искусство парфюмера с Фредериком Малем

Куратором зала «Парфюмерное искусство» выступил Фредерик Маль – французский предприниматель и основатель парфюмерного бренда. Его дед входил в число создателей Parfums Christian Dior, а мать работала в этой компании директором по развитию. Для самого Фредерика запах всегда связан с цветом, поэтому и площадку он оформил с акцентом на взаимодействие цвета, света и аромата.

По его задумке, в зале должно быть не очень светло, чтобы ничто не отвлекало гостей от знакомства с представленными работами. Еще одно обязательное условие – присутствие фирменного аромата.

«Аромат, который вы чувствуете, – это портрет дамы, созданный Домиником Ропьоном, одним из лучших парфюмеров мира. Это его шедевр. Аромат отличается теплотой и наполненностью, которых не хватает в холодных местах, особенно таких, как Россия. Запах гармонично завершает эту композицию», – объясняет Фредерик Маль.

Он любит смешивать – это касается как создания ароматов, так и коллекционирования предметов искусства. Абстрактные картины графика и скульптора Жоана Миро гармонируют с яркими полотнами Тамары Тер-Гевондян. Творчество этой художницы Маль открыл для себя во время работы над юбилейной выставкой ММОМА. Дополняет это все «Мебиус» Вячеслава Колейчука – кинетическая скульптура в виде металлической ленты без начала и конца.

 Вячеслав Колейчук. Мебиус

По страницам прошлого с Олегом Воскобойниковым

Медиевист и переводчик Олег Воскобойников посвятил площадку диалогу современного и средневекового искусства.

«Я сказал коллегам из музея выбирать что-то такое из коллекции, что будет звучать по-средневековому, оставаясь при этом современным. Я подумал, что образ человека в искусстве – это хорошая тема, над которой можно рассуждать вместе и с которой можно обратиться к зрителю. При этом свою задачу я видел в том, чтобы посередине экспозиции путника остановить и сказать: “Подумай”. Мне кажется, здесь получилось место покоя, остановки», – рассказывает он.

Экспонатов в зале «История» не очень много. Важное место занимает «Композиция с лопатой» Андрея Гросицкого. Воскобойников предлагает посетителям обратить внимание именно на лопату: куратор отмечает, что труд стал одновременно и проклятием, и благословением человека, его судьбой, метафорой земного пути.

«Когда я увидел фотографию этой картины, я понял, что лопата может многое зрителю рассказать, настроить его на нужный лад. В этой работе есть и оптимистичные ноты – несмотря на то, что это старая вековая лопата с обломанным черенком, в ней есть какая-то надежность, ощущение, что мы с ней не пропадем», – рассказал он.

Продолжают тему земного пути человека картины «Полет птиц внутри головы» Леонида Тишкова, «Ведьмочка» Михаила Гробмана, «Война» Бориса Анисфельда, «Автопортрет» Дмитрия Пригова и диптих Комара и Меламида, посвященный городским ангелам. Работа воплощает идею куратора о том, что «мы рождаемся для лопаты, а в конце возвращаемся на небеса».

В театр с Кириллом Серебренниковым

Куратор зала «Театр» – режиссер Кирилл Серебренников. Он убежден, что театр строится на внутренних и внешних, социальных и экономических разногласиях. Поэтому главная тема пространства – конфликт.

На стенах зала – послания сотрудникам музея: «Мне не нравится развеска картин в этом зале», «Меня раздражает, что меня не понимают…», «Они не дали мне ничего поменять», «У меня с ними КОНФЛИКТ…». У пожарного шкафчика – надпись: «…этот кран все тут испортил, на этот угол противно смотреть… Я не хочу иметь отношения к этому безобразию. Я хотел все отменить». Это всего лишь шутка, игра, театральная драма, но в то же время она показывает, каким может быть противостояние.

О социальных конфликтах говорится в документальных фотографиях Тимофея Парщикова и Сергея Браткова, которые запечатлели жизнь российской глубинки без прикрас: грязные дворы, детей-беспризорников, заброшенные здания. Протест против скуки и обыденности выражают Владислав Мамышев-Монро, снявшийся в образе Жанны Агузаровой, и Анатолий Осмоловский, забравшийся на памятник Владимиру Маяковскому.

Экспонаты в «Театре» размещаются даже под потолком. За большим транспарантом с лозунгом «Лучше бы работать шли» прячутся две неоновые вывески: I want everyone’s money («Я хочу деньги каждого») Диего Тонуса и Анонима, а также Malevich sold here («Здесь продавался Малевич») Александра Косолапова из серии «Малевич-Мальборо».

Музей как искусство Зураба Церетели

20-й зал посвящен самому музею. Пространство «Искусство/музей» – это первый и последний зал, который видят посетители.

Куратор Зураб Церетели разместил здесь три живописные работы и два видео. В центре – «Три грации» Василия Шухаева, художника, который обучал Церетели в Тбилисской академии художеств, а по бокам расположились работы самого Зураба Константиновича. Это подготовительный эскиз и финальный вариант дипломного проекта Церетели «Песнь о Тбилиси», который он хотел защищать во время выпуска, но комиссия не приняла работы – художнику отказали «за формализм». За короткое время ему пришлось создать другую работу, с которой он и защитился на отлично.

Видео, которые транслируют на мониторах, – серия интервью с художниками и скульпторами и хроника открытия ММОМА в 1999 году. Черно-белые архивные кадры показывают, с чего все начиналось и каким был Московский музей современного искусства в первые дни своего существования.

Фото: mos.ru
Источник: mos.ru
теги новостей
Локации

Поделиться
Усадьбы

Троице-Лыково в Строгино

Московская A Cappellа

«‎Московская A Cappella»‎. Победители 2024

Ближайшие события
Бесплатно

Театральное искусство для дошкольников в саду имени Баумана

22 января30 декабря

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies