Расположенный на Ильинке, одной из старейших улиц Москвы, доходный дом И.Г. Хрящева — В.И. Варгина имеет сложную историю строительства. Он появился на землях семьи молдавского господаря Дмитрия Кантемира, союзника Петра I в первой половине XVIII века. В 1760-х годах участок перешел к известному купцу Ивану Хрящеву, а спустя два десятилетия при его сыне Петре Хрящеве усадьбу реконструировали. В этот период в районе Ильинки сносили старые мелкие постройки и формировали крупные торговые и общественные сооружения. Здание стало одним из первых доходных домов столицы, возведенных по проекту архитектора Матвея Казакова.
Сооружение представляло собой прямоугольное каре из двух- и трехэтажных объемов, расположенных по периметру участка и образующих большой внутренний двор. Основной массив составила трехэтажная часть, которая была ориентирована на три стороны: на улицу Ильинку, Ипатьевский и Юшков переулки.
Первый этаж дома заняли лавки. На верхние жилые этажи вели четыре лестничные клетки со входами со стороны двора. Большая часть квартир представляла собой небольшие по размеру помещения, куда заселялись приезжие торговцы. В средней части здания располагались квартиры большей площади с анфиладой парадных комнат, окна которых выходили на улицу, и подсобными помещениями с кухнями, чьи окна были обращены во двор. Самые скромные квартиры располагались в боковых корпусах.
В 1838 году новым владельцем здания стал текстильный магнат из Серпухова Василий Варгин, который сосредоточил в своих руках практически все подряды на обмундирование русской армии. При нем изменился архитектурный декор фасадов дома. Под влиянием стиля ампир в центральной части главного фасада появился портик с пилястрами коринфского ордера и лепным декором. Это придало дому еще большую монументальность.
К концу XIX века роль Ильинки как главной улицы Китай-города стремительно росла. В это время здесь перестраивались многие общественные здания и появлялись новые. Перемены произошли и с доходным домом И.Г. Хрящева — В.И. Варгина. По завещанию племянника Варгина он перешел Серпуховскому городскому кредитному обществу. Новые владельцы решили преобразить здание, для чего обратились к одному из лучших архитекторов того времени Роману Клейну. В результате капитальной перестройки в 1888 году внутренняя обходная галерея лавок первого этажа стала использоваться под торговые помещения, поменялся и декор фасадов: были использованы элементы классицизма и барокко.
Очередной этап строительства прошел в 1904 году. По проекту Клейна на месте снесенных корпусов на улице Ильинке и в Ипатьевском переулке было возведено новое здание с переменной этажностью, которое пристроили к существовавшим корпусам дома. Внутренняя планировка новой части сооружения значительно отличалась от предшествующей, хотя общественно-торговая и жилая функции дома сохранялись.
Архитектурный облик владения стал отдаленно напоминать старинный французский замок — сказалась стажировка Клейна в парижской мастерской знаменитого архитектора Шарля Гарнье. В эклектичном построении главных фасадов ощущалось сильное влияние модерна с характерными для этого стиля асимметричностью композиции, прорисовкой форм и деталей. Более парадным стал фасад дома, выходящий на Ильинку, с центральной частью, выделенной двумя вертикальными акцентами — лестничными узлами.
В дореволюционное время в самом крупном помещении дома — парадном зале — располагались Русский внешнеторговый и Сибирский банки. В советские годы его занял архив ЦК КПСС, о чем сегодня напоминают эмблемы на эркерах с изображенными на них серпом и молотом.
В 1998 году дом признали памятником архитектуры и поставили на государственную охрану. Действующий предмет охраны объекта был утвержден в 2018 году.
«Весной 2018 года мы приступили к предварительным работам и комплексным научным исследованиям парадного зала, расположенного на втором этаже. Это прямоугольное помещение с живописным сводчатым плафоном. В центре зала — четыре коринфские колонны на постаментах со спиральными каннелюрами. Под двумя слоями советского паркета была обнаружена метлахская плитка начала XX века. Живопись имеет поздние советские дорисовки в виде орнаментальных и растительных узоров, — рассказала Елизавета Зейналова. — К сожалению, не было обнаружено ни одной архивной фотографии, которая могла показать первоначальный вид зала. Например, неизвестно, как выглядели утраченные пьедесталы колонн, были ли изначально стены обшиты деревянными панелями. Так что при разработке проекта реставрации мы вдохновлялись аналоговыми банковскими помещениями тех времен».
Восстановление исторического облика зала началось в 2019-м. Был выполнен полный комплекс ремонтно-реставрационных работ по стенам, потолкам, полам, живописи, лепному и деревянному декору.
По словам Елизаветы Зейналовой, элементы здания, которые появились в советский период, хоть и не относятся к его первоначальному облику, но также имеют ценность. Живопись этого периода была выполнена качественно и не ухудшила художественного восприятия.
«В процессе производства реставрационных работ в рамках авторского надзора вносились некоторые изменения. Например, после полной расчистки был обнаружен, как мы полагаем, первоначальный цвет стен и потолка — оливковый, а охристый появился в советское время», — говорит Елизавета Зейналова.
Специалисты изготовили по исторической технологии утраченные элементы напольного покрытия из метлахской плитки и для большей сохранности нанесли сверху слой мастики.
Большое внимание уделили сохранению авторской живописи в виде античных сюжетов. Также мастера привели в порядок исторические латунные люстры и накладки на окна.
Отреставрированному парадному залу решили вернуть функцию, которую он выполнял в XX веке. Задачей архитекторов было устройство в помещении отделения банка, удобного для работников и посетителей. При этом, используя современные технологические инженерные коммуникации, важно было не нарушить целостность восприятия зала.
«Помещение зала богато декорировано, весь исторический декор, включая первоначальное напольное покрытие, было необходимо сохранить, что создавало стесненные условия для проектирования и реализации проекта приспособления. Прокладывание множества инженерных коммуникаций (электрики, слаботочных систем, охранной и пожарной сигнализации) требовало нестандартного и индивидуального подхода», — отмечает Елизавета Зейналова.
Теперь клиентов и сотрудников банка встречает просторный зал с невысокими стеклянными перегородками. В центральной части установлена мебель, выполненная в стилистике начала XX века из массива дерева: две шестигранных витрины для размещения экспонатов в виде монет и ценных бумаг разных периодов, две двусторонних лавки с кожаной обивкой и шесть бюро со стульями для работы с бумагами.
В настоящее время дом на Ильинке входит в комплекс зданий Администрации Президента Российской Федерации.