Новый герой рубрики «Истории вещей» — резной деревянный стул в старорусском стиле из музея-заповедника «Царицыно». Он часть гарнитура, созданного на рубеже XIX–XX веков по проекту Елены Поленовой, младшей сестры художника Василия Поленова. Как и брат, Елена Поленова занималась живописью и графикой, делала книжные иллюстрации, но наибольшую славу ей принесла работа в столярной мастерской в селе Абрамцево Московской губернии, которой художница руководила в 1885–1893 годах. За это время она создала более 100 эскизов, по которым абрамцевские мастера — крестьяне, изучающие старинные ремесла, — изготавливали мебель и предметы быта.
Совы с совятами и гроздь плодов, которые мы видим на спинке стула, появляются в эскизах Елены Поленовой в начале 1890-х годов. Их можно обнаружить как по отдельности, так и в общей композиции. Например, похожие элементы украшают дверь под названием «Сказочная», сделанную в 1892 году для мастерской. Поленова собирала и обрабатывала русские народные сказки, рисовала для них иллюстрации. Очевидно, совы пришли как раз из сказочных сюжетов, где они часто становятся спутниками Бабы-яги и лешего.
В славянской мифологии сова является хранительницей разрыв-травы, открывающей все замки. В русском народном фольклоре ее называют лесной барыней, совушкой-вдовушкой бедокурой. Впрочем, совы являются символами мудрости и тайных знаний, иногда потустороннего мира не только в русской традиции, но и в европейской.
Стул, сделанный из массива дуба, обращает на себя внимание резьбой: декоративные элементы расположены не только на спинке, но и на царгах — деталях, которые находятся под сиденьем и соединяют ножки. Мастера использовали два вида резьбы: контурную плоскорельефную (с углубленным фоном) и трехгранно-выемчатую. Обе характерны для абрамцевских столярно-резчицких мастерских — это типичные формы русской резьбы, которые существуют испокон веков.
Неорусский стиль, в котором выдержан стул, является одним из направлений русского модерна. Имение Абрамцево в конце XIX века было центром зарождения этого направления.
С 1870-х годов вокруг владельца усадьбы Абрамцево Саввы Мамонтова начало складываться артистическое содружество. К нему приезжают творить Илья Репин, Виктор Васнецов, Валентин Серов, Михаил Врубель, Василий Поленов и его сестра Елена. В усадьбе сложилось неофициальное объединение русской интеллигенции, которое прозвали абрамцевским, или мамонтовским, художественным кружком. Члены кружка ориентировались на народное искусство, в котором, по их мнению, соединялись польза и красота. В 1880-х в Абрамцеве начали действовать две мастерские, в которых под руководством художников работали крестьяне и их дети, — столярная и керамическая.
Они появились почти одновременно со школой для крестьянских детей в Абрамцеве, которую открыла в 1883 году жена предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова Елизавета. Там же спустя два года вместе с Еленой Поленовой она основала столярные и керамические классы. Выпускники мастерских после окончания трехлетнего курса возвращались в свои деревни с наборами инструментов для работы. Абрамцево стало одним из первых российских центров возрождения народных ремесел. Вдохновившись примером Мамонтовой, многие помещицы начали открывать сельские мастерские, где навыки ремесла получали миллионы крестьян.
Абрамцевская продукция, которая продавались в Санкт-Петербурге и Москве, быстро приобрела большую популярность. Узнали о ней и за рубежом. Во многом этому поспособствовала современница Поленовой и Морозовой, британская журналистка Нетта Пикок, написавшая об их деятельности в журнале Artist. Международное признание закрепилось в 1900 году, уже после смерти Поленовой, когда созданные по ее эскизам предметы были с успехом представлены на Всемирной выставке в Париже.
Считается, что история абрамцевского столярного промысла началась с резной подкарнизной доски, которую Василий Поленов и Илья Репин нашли в соседней деревне Репихово в 1882 году. «Они купили эту доску у владельца избы (к удивлению и радости последнего) за три рубля и разделили ее пополам. С этой скромной находки и началось собирание коллекций в мамонтовском кружке...» — спустя столетие писал внук художника Федор Поленов в книге «Поленово. Государственный музей-усадьба В.Д. Поленова».
В 1880-е годы члены Абрамцевского художественного кружка, к которому принадлежали Поленова и Мамонтова, увлеклись идеей возрождения старинных ремесел. Они выезжали в села и деревни за кустарными изделиями и старинными предметами быта. Собранные в экспедициях изделия стали экспонатами музея народного промысла, открытого в усадьбе Саввы Мамонтова, а также предметом пристального изучения.
Поленова ездила по соседним селам, находила старую утварь и мебель и делала на их основе зарисовки и эскизы, фотографировала ее. Потом в мастерской по ее проектам изготавливали столы, навесные шкафчики, стулья, двери. Со временем художница все больше переосмысляла формы и орнаменты предметов крестьянского быта и начала создавать авторские, самобытные образы.
«Цель наша — подхватить еще живущее народное творчество и дать ему возможность развернуться», — писала художница своей знакомой Прасковье Антиповой в 1885 году.
Сестра художника Василия Поленова родилась в 1850 году в Санкт-Петербурге. В семье она была четвертым ребенком. Елена с детства приобщалась к искусству — ее мать, художница-любительница, давала детям уроки рисования. Когда Поленовой было девять лет, ее обучал художник Павел Чистяков.
У нее был талант к живописи, но она не могла учиться в Академии художеств, так как женщин туда не принимали. С 14 лет она занималась у Ивана Крамского в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств. В 19 лет она год училась в частной школе в Париже, а после этого семь лет снова у Чистякова. Его Поленова называла главным учителем своей жизни.
Позже Поленова два года посещала занятия по керамике и еще год осваивала различные техники в Париже. Также она окончила Высшие женские курсы и получила звание домашней учительницы истории.
Елена Поленова собирала и записывала русские сказки, рисовала иллюстрации к ним. Среди ее главных работ в этой области — иллюстрации к «Войне грибов», «Морозко», «Коту и лисе», «Белой уточке», «Волку и лисе», «Избушке на курьих ножках», «Мачехе и падчерице».
Переехав в Москву, она познакомилась с семьей Мамонтовых. Художница очень любила бывать в Абрамцеве и работать на пленэре. В начале 1880-х она переживала творческий кризис и общение с членами Абрамцевского кружка вернуло ее к жизни.
Тайны Живописного моста
«Московская A Cappella». Победители 2024