Пока погода балансирует между летом и осенью, а москвичи решают, доставать теплые вещи или немного подождать, mos.ru и Музей Москвы посвящают очередной выпуск «Истории вещей» теме одежды.
К началу XX века индивидуальных портных потеснил массовый пошив и торговля готовым платьем, так называемым конфекционом. В перечне промышленных предприятий 1897 года можно найти информацию о восьми московских фирмах, занимавшихся производством готовой одежды.
Крой одежды в конце XIX века становится проще. Как и в искусстве, в моде на смену историзму приходит модерн. Женские платья становится более удобными и функциональными, изящные контуры подчеркивают достоинства фигуры. На смену узким драпированным юбкам и турнюру приходят модели, мягко облегающие фигуру и расширяющиеся книзу. Тем не менее лиф и талия все еще оставались сильно затянутыми. В начале ХХ века меняется конструкция корсета: теперь он призван создавать силуэт, напоминающий букву S. На платьях появляется заниженная талия, юбка плотно обхватывает бедра и только у колен расширяется. Чтобы платье держало форму, использовали многослойные нижние юбки из тафты. Сказывалось влияние модерна с его тяготением к волнистым плавным линиям и подражанию природным формам. Модными становятся цвета, также характерные для модернизма: приглушенные светло-зеленые, абрикосовые и розоватые тона, лиловые, жемчужно-серые, серо-голубые и пыльно-сиреневые оттенки.
Самые дорогие магазины и мастерские располагались в престижных районах — на Кузнецком Мосту, Петровке, Большой Дмитровке. Часто их владельцами были французы. Они выбирали для магазинов французские названия или добавляли к своим именам слова «мадам» или «мадемуазель». Закройщиками здесь работали первоклассные иностранные и отечественные мастера, прошедшие учебу в Лондоне, Париже и Вене.
Самым крупным магазином, по праву получившим название универсального, был «Мюр и Мерилиз». Знаменитый магазин располагался на Петровке. К концу века здесь работали около тысячи человек и было 44 отдела. Купить в «Мюре и Мерилизе» можно было практически все, за исключением продуктов. На одежду приходилась немалая часть ассортимента. Ежегодно «Мюр и Мерилиз» издавал два иллюстрированных каталога сезонных изделий. Каталоги бесплатно раздавали всем желающим. Более того, их рассылали во все уголки страны, чтобы клиенты могли заказать понравившийся товар. При заказе свыше 25 рублей доставка по европейской части России была бесплатной.
В одном из писем Антона Чехова из Ялты можно найти такие строки: «Милая Маша, поскорее скажи Мерилизу, чтобы он выслал мне наложенным платежом барашковую шапку, которая у него в осеннем каталоге называется бадейкой (№ 216), каракулевой черной; выбери мягкую, размер 59 сантиметров…»
Сервис в «Мюре и Мерилизе» был на очень высоком уровне: продавцы были очень вежливыми, а непонравившийся товар можно было заменить новым. Кстати, «Мюр и Мерилиз» был первым магазином, использовавшим ценники на товарах. Это лишало продавцов возможности завышать цену.
В 1890 году по образцу лучших лондонских и французских магазинов в отделе шелковых тканей появилась «темная комната», освещенная газовым светом. В ней клиенты могли посмотреть, как изделия будут выглядеть при вечернем освещении. В 1900-е в магазине открыли отдел модных журналов и выкроек.
Еще один известный торговый дом — «М. и И. Мандль», основанный в 1842 году в Вене, открыл свое представительство в Москве в 1877-м. Магазин располагался в Черкасском переулке, рядом с Лубянкой. Начав с небольших объемов продаж, фирма постепенно увеличивала оборот, и к началу XX века в Москве работало уже пять магазинов готовой мужской, дамской и детской одежды, где трудились около 3500 человек. В магазинах «М. и И. Мандль» можно было купить пальто, фраки, тальмы, визитки, сюртуки, труакары (платье-пальто или жакет-пальто. — Прим. mos.ru) и другую одежду.
В Музее Москвы представлена большая коллекция городского костюма конца XIX — начала XX века, самая полная и обширная из существующих в музеях и частных собраниях. В ней есть как простая повседневная одежда, так и предметы гардероба из самых известных торговых и модных домов. Рассматривая маркировки с адресами и названиями фирм, можно составить представление о модной топонимике Москвы рубежа веков.