Искусство видеть. Доктор архитектуры Борис Могинов — о тонкостях ремесла

5 марта 2021
Культура

5 марта 1994 года в России официально учредили специальность реставратора. В честь этой даты поговорили с Борисом Могиновым, доктором архитектуры, реставратором высшей категории. В профессии он уже полвека и за это время восстановил десятки памятников — от храмов и церквей до шедевров московского модерна, а еще успел выучить многих молодых реставраторов. Сейчас Борис Григорьевич работает в Центральных научно-реставрационных проектных мастерских (ЦНРПМ), одной из старейших реставрационных организаций, а также преподает в Институте искусства реставрации. Рассказываем о длинном творческом пути настоящего профессионала, его главных правилах и любимом учителе.

Борис Могинов. Фото Е. Самарина. Mos.ru

— Борис Григорьевич, один из ваших недавних проектов — реставрация особняка Ивана Миндовского на Поварской улице. В 2019 году проект стал лауреатом конкурса «Московская реставрация». Расскажите, какие работы здесь проводили?

— Это образец московского модерна, созданный по проекту Льва Кекушева в начале прошлого века. Мы провели на этом объекте серьезную научную реставрацию, которая заняла около двух лет. Работы прошли как в интерьерах здания, так и на фасадах. На северном фасаде мы реставрировали парадный вход, балкон, навес над хозяйственным входом и многие другие элементы. Делали все это по архивным фотографиям.

На главном (южном) фасаде мы восстановили скульптурную композицию музы живописи и искусства, которая считалась утраченной более 80 лет. Это большая работа: во-первых, нужно сделать именно так, как было в оригинале, а перед этим доказать все до мельчайших деталей: где именно находился элемент, какие у него были пропорции, какой была динамика скульптуры. Научно-реставрационный совет ЦНРПМ ничего не пропускает без достаточного обоснования. Мне повезло, что в архиве я нашел фотографии этой скульптуры, они дали основание для дальнейшей дискуссии.

— Были неожиданные открытия в процессе работы?

— Конечно, без этого не обходится практически ни один проект. Например, мы обнаружили, что на одном из фасадов должен быть балкон. В какой-то момент владельцы здания его просто срезали и заштукатурили стену. Мы сделали зондажи, обнаружили хвосты металлических балок балкона и воссоздали его. Также мы раскрыли заложенный проем с витражом, майоликовое панно и другие элементы.

— В модерне много символичных элементов. Что в этом плане можно сказать о доме Миндовского?

— Бегущая золотистая волна, головки лорелей (в немецкой культуре Лорелея — речная фея, героиня народных легенд. — Прим. mos.ru), свет, цвет покраски, растительные формы — это тематика водной стихии. Модерн вообще любит непрямые линии. Здесь они сочетаются с классическими элементами — розетками, лепниной.

— У вас колоссальный опыт работы. Несмотря на это, обращаетесь ли вы за помощью к коллегам?

— Мы все работаем в сообществе, помогаем друг другу. Я привлекаю самых разных специалистов: художников, керамистов, скульпторов, различных ученых, а иногда, не поверите, даже криминалистов. У них очень мощная техника, которая позволяет выявить то, что обычным средствам не под силу.

Например, в особняке Миндовского на втором этаже есть камин из оникса. В некоторых местах там были отверстия, из чего мы сделали вывод, что там были какие-то накладки. Что за накладки — вопрос. Мы сделали съемку специальной криминалистической аппаратурой, которая показала, что к ониксу примыкали накладки из бронзы, и выявили контуры накладок по молекулярному проникновению материалов (оникса и бронзы).

Вообще в реставрации очень важно, что она не стоит на месте, появляются новые возможности, в частности компьютерные технологии. Например, когда мы делали главный иконостас в храме Христа Спасителя, мне очень повезло со специалистом по компьютерным программам. Он с их помощью «вытаскивал» мне такие детали, которые просто на фотографии разглядеть было бы невозможно.

Особенно хочу отметить внимание московских властей к сохранению наследия. Ведь объемы реставрации с каждым годом растут, что дает нам возможность работать и сохранять наши бесценные памятники.

— Как бы вы описали идеальную реставрацию?

— Чем незаметнее она, тем выше квалификация реставратора. Знаете, когда комиссия приходит принимать объект и задает вопрос: «А что вы здесь сделали?» Это значит, что даже профессионал не улавливает границы, где старое, а где новое. Это и есть самая высокая оценка.

— Что главное в вашей профессии?

— Есть такая Венецианская хартия 1931 года, в которой говорится: реставрация кончается там, где начинается гипотеза. То есть восстанавливать можно только те элементы, в которых ты уверен на 100 процентов: где они находились, из каких материалов были сделаны. Если есть сомнения — нужно остановиться. Новоделом заниматься нельзя, нельзя воссоздавать необоснованно. Есть очень редкие исключения из этого правила. Например, как можно не воссоздать купол или крест на культовом памятнике? Никак.

У меня есть правило, которое я унаследовал от своего учителя, архитектора-реставратора Льва Артуровича Давида: приходи на объект и смотри на реставрируемый элемент памятника до тех пор, пока его не увидишь. Что это значит? Нужно понять, как реставрировать памятник, увидеть то, что скрыто и сильно повреждено. Это умение видеть приходит с опытом, после многолетней работы на объектах и изучения архивов.

Еще один совет моего учителя: бери только сложные объекты. Всю жизнь я старался следовать этому правилу.

— Видно, что ваш учитель оказал на вас большое влияние, расскажите немного о нем.

— Лев Артурович — это не просто мой учитель, это мой второй отец. У него очень интересная биография: родился в Марселе, был французским подданным, отца его убили в Первой мировой войне, и мама, урожденная Чуракова, вместе с ним вернулась в Россию. Он здесь вырос и стал настоящим профессионалом. Мы вместе с ним проработали 20 с лишним лет.

Давид не просто восстанавливал памятники, он боролся за них. Когда церковь Феодора Студита начали ломать шар-бабой, оборвался трос. Он приехал к церкви с фотографом, отснял декор XVII века и отвез фотографии в комиссию по сносу. Рассказывал про ценность памятника, его богатую историю, о том, что там находился больничный монастырь, — никакой реакции. Тогда он рассказал о том, что в этом храме крестили Александра Васильевича Суворова. После чего комиссия решила законсервировать памятник и найти его будущего пользователя. Мы вместе с ним работали над этим объектом.

— Расскажите о своих любимых проектах.

— Сложно выделять любимые, все они как дети для реставратора. Могу назвать вам несколько объектов, в том числе те, за которые я получил диплом доктора архитектуры ЮНЕСКО. Это церковь Антипия на Колымажном дворе (1575 год), церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове (1509 год), церковь Федора Студита (1626 год), церковь Николы в Старом Ваганькове (1539 год), церковь Малое Вознесение (1589 год).

— Свою практическую деятельность вы почти всегда совмещали с преподавательской. Что вы можете сказать о новых поколениях реставраторов?

— Молодые ребята бывают очень талантливыми и увлеченными, но им не хватает практического опыта. Многие вещи приходят только со временем, ни учебники, ни даже хорошие преподаватели его не заменят. Нужен многолетний опыт того самого видения объекта, о котором мы говорили, и, конечно, опыт работы с архивами. Приемы и почерк у всех мастеров были разными, представляете, сколько времени нужно для того, чтобы научиться различать приемы и почерки?

Фото: mos.ru
Источник: mos.ru
теги новостей

Поделиться
SUP-карнавал

SUP-карнавал

Усадьбы

Троице-Лыково в Строгино

Ближайшие события
Бесплатно

Занятия по актерскому мастерству в саду имени Баумана

17 января25 декабря

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies